танец возвращения к жизни. По мнению организаторов, такие мистерии позволяли ощутить ужас смерти и радость земной
жизни.
В отличие от жрецов других стран, жрецы древней Греции не получали свою должность по наследству. Их выбирали по жребию. Считалось, что жребий выпадает по воле богов. Поэто¬му боги указывали на самых достойных. В каждом храме были свои правила. В одних храмах требовалось безбрачие жрецов, в других, наоборот, супружество. В одних местах жрецам запрещалось есть мясо, в других — рыбу, в некоторых — сыр. Для предсказания будущего и гаданий жрецы объединялись в ора¬кулы. Самым известным был оракул при храме Аполлона в Дельфах (VI в. до н. э.). Сеансы ясновидения проводились регулярно в течение девяти месяцев в году. В Дельфийском оракуле работали две девы-пифии. Перед началом церемонии такая дева обнажалась и садилась на высокий стул-треножник. Ее окружали жрецы-мужчины и окуривали наркотическим дымом. Обычно использовали дым гашиша, который гре¬ки добывали по рецепту древних египтян из индийской ко¬нопли (Cannfbis indica). В некоторых храмах состояние озарения достигалось натираниями тела, употреблением тонизирующих напитков или специальными заклинания¬ми. Когда пифия впадала в транс, начинали задавать раз¬личные вопросы. Находясь в бессознательном состоянии, дева выкрикивала ответы, многие из которых рифмовались в стихи. Греческие оракулы пользовались такой славой, что даже иноземные цари обращались к ним за советами.
Для предсказаний будущего часто использовали раз¬личные приметы. Например, хорошей приметой счита¬лось увидеть птицу, летящую справа налево. Гроза и свет молнии означали внимание Зевса, а мутный (с пылью) дождь предвещал несчастье. В отличие от вавилонских жрецов-халдеев греки использовали некромантию — за¬клинание мертвых. Для этого выкапывали ямку и в нее лили вино, мед и другие напитки, которые привлекали ду¬ши мертвых из подземного царства. Затем, произносилось заклинание: «Тени усопших из бездны Эрева, взойдите! Души дев молодых, многоопытных старцев и воинов павших. Все поднимитесь бесчисленным роем из ямы и возвратитесь на время к земным существам благодар¬ным...» После этого задавали вопросы и пытались понять ответы. Если ответа не следовало, то заклинания повторя¬ли, обещая духам новые подарки-жертвоприношения.
Практикующие некромантию греки тем не менее боялись привидений. Чтобы защититься от них, жевали листья боярышника и смолой мазали дверные косяки. Из соседней Персии пришла вера в способность некоторых женщин делать мази, ко¬торые превращают людей в животных или в камни. Такие женщины (эмпузы, или ламии) были способны летать по ночам, отправляясь на свои любовные похожде¬ния. Впоследствии античная легенда о ламии использовалась для создания сред¬невекового образа летающей ведьмы.
Примерно 2500 лет назад была очень популярна вера в богиню луны Гекату, являвшуюся покровительницей мира волшебства. Она творила чудеса и появля¬лась только ночью. Существовала особая церемония «оживления» статуи Гекаты: «Сделайте статую из корня дикой руты (Ruta graveolens). Отполируйте ее до блес¬ка и натирайте волшебным составом, который нужно изготовить по следующему рецепту: смешайте домовых ящериц, мирру, стелакс и ладан. Ящериц взять нужно столько, сколько обличьев богини хотите получить. Ночью выставите все при Луне под открытое небо. Произнесите призыв: 'При¬ходи внеземная, небесная Бомбо, богиня дорог и рас¬путий! Ты, приносящая легкость и воздух, властно царящая темною ночью. Ты, наводящая ужас на мерт¬вых и благосклонная к мраку, богиня Геката...'».
Наибольшего расцвета греческая магия достигла в период античных войн. Из покоренных Египта и Пер¬сии приезжали толпы прорицателей, которые называли себя математиками и халдеями. Их боги стали имено¬ваться духами. Греки никогда не отвергали новых богов, оказывая им чисто восточное почитание. Молитвы в храмах читались на персидском, ассирийском и еги¬петском языках. В течение нескольких поколений текс¬ты иноземных молитв исказились настолько, что стали похожи на какой-то новый божественный язык.
Кроме гаданий, мистерий и ритуальных церемоний, жрецы выполняли и другие повседневные действия. В храмах Аполлона и Эскулапа лечили болез¬ни. Существовала определенная последовательность действий, обеспечивающих благоприятный исход лечения: сначала больной клялся, что будет строго соблюдать все предписания. Затем следовал пост, за¬ключающийся в определенной диете и полном запрете вина. После этого жрецы водили пациента по храму, показывая изображения богов и тексты,