С. В. Гордеев

История религий и суеверий

Цикл славянских праздников заканчивал- I ся 9 декабря Юрьевым днем, когда подводили итоги и расплачивались за работу. 25 декабря начинали готовиться к следующему новому году. Жгли костры и катали горящие колеса, помогая Солнцу набрать новую силу.

ЧАСТЬ 9. ИНДУИСТСКИЕ ТРАДИЦИИ

Три цели жизни древних индийцев; сколько было лиц у главной богини; для чего живут тантристы; зачем Шива постоянно пляшет; кто победил демона Та-раку; зачем бросают перепел в Гангу; кто ночью воюет с мышами; почему камни можно трогать и нельзя смещать; учение Будды; как найти далай-ламу; где находится райская страна Шамбала.

Примерно 5000 лет назад на месте современного округа Монтгомери в Пакистане существовала великая Хараппская цивилизация. По берегам рек располагались многочисленные цветущие города. Они имели прекрасную планировку и гармонично вписывались в окружающий пейзаж. Хараппцы поклонялись богине-матери и боготворили женщину как символ плодородия. Они проповедовали культ рек, связанный с верой в магическую очистительную силу воды. Все культовые обряды осуществляли профессиональные жрецы — хотары, удгатары и адхварьи. Каждый жрец выполнял отдельную часть работы: хотары произносили заклинания, удгатары были аккомпаниаторами и знатоками музыкальных мелодий, а адхварьи выполняли все необходимые ритуальные действия. Заклинания, как правило, озвучивались под музыку: «Кто вопит, крепко-накрепко связанный? Кто клянет нас и кто призывает? Разрази его молнией яркой! Отпусти ему, боже, как должное все, что он заслужил! Нас, заклятье свое посылающих, огради от страданий и мук! Твоему милосердию мы поклоняемся и любовью к тебе мы себя погасим!»

Многочисленные древние священные тексты — пураны — к VI в до н. э. со временем трансформировались в новую великую религию — индуизм. Важнейшая особенность этой религии в том, что в ней использовались очень старые традиции, которые не вытеснялись новыми, а сохранялись вместе с ними. Самой известной традицией было деление людей на касты (породы). Каждая каста, в свою очередь, состо¬яла из четырех рангов (варн). Самой высшей считалась каста брахманов —жрецов, наставников и ученых. Не¬много ниже была каста кшатриев — воинов, правителей и аристократов. Следующей шла каста вайшьев — тор¬говцев и земледельцев. Низшей считалась каста шудр — общество слуг и зависимых людей. Ниже всех каст были «неприкасаемые» — бездомные и совсем опустившиеся люди. Представители трех высших каст назывались двиджа (дважды рожденные). Полагали, что эти люди рождаются повторно, когда проходят обряд посвящения. Согласно древнему индуистскому мировоззрению, жизнь человека имеет три цели:

Первая цель жизни (карма) — поступки и действия, обязанность выполнять свой долг. Считалось, что каждый человек имеет свою карму, которую получает от богов при появлении на свет. Несоблюдение своего долга наказывается плохим перерождением после смерти.

Вторая цель жизни (артха) — польза и выгода. Полагали, что боги поощряют стремление к материальному благополучию. Поэтому человек должен к нему стре¬миться.

Третья цель жизни (кама) — любовь, удовлетворение телесных потребностей. В древней Индии велись самые серьезные исследования всех проявлений интимных отношений. Искусство любви является важнейшей частью индуистской культуры. Приверженцы индуизма верят, что мир, в ко¬тором человек живет,— это упорядоченный меха¬низм, где все происходит закономерно. Карма поддерживает вечный порядок, всю Вселенную и каждого отдельного человека. Пока человек имеет примитивные желания, он будет постоянно перерождаться после смерти, возвращаясь в мир в виде растений или животных. Такое перерожде¬ние называлось сансара (круг бытия). Душа может освободиться и проследовать «путем богов» толь¬ко в том случае, если человек освобождается от низменных желаний и обретает истинное знание. Свобода души (мокша) — главная цель привер¬женца древней индийской культуры. Верили, что обрести такую свободу каждый может по-своему: философ — предаваясь глубоким размышлениям, брахман — упражнениями в богословии, аскет — истязанием своего тела.

Индуисты имеют бесчисленное количество