Торы иудеи использовали скрижали — каменные пластины с десятью священными заповедями (законами), которые, очевидно, были приобретены у приверженцев какой-то другой, более древней религии Востока, Некоторое время скрижали хранились в главном Храме, но впоследствии бесследно исчезли. Моисей умер в пустыне, так и не отыскав места, пригодного для постоянного проживания. Его преемником стал Иисус Навин, который силой оружия отвоевал место у арабских племен для первого оседлого поселения. Исто¬рия странствий иудейского народа описана в Ветхом Завете Библии, которую христиане всего мира считают своей глав¬ной священной книгой.
Длительное рабство на территории Египта усилило ненависть иудеев к восточной культуре того времени. То, что было хорошо для египтян, вавилонцев и других благо¬получных народов, иудеям было глубоко чуждо. Египетских и вавилонских жрецов они презрительно называли идоло¬поклонниками. Древним религиям они противопоставили новую веру в своего единого Бога Иегову, который сотворил весь мир. В 5-й книге Моисея было написано: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою че-Рез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых...» Стремясь любыми средствами сохранить нацию, иудеи строго пресекали всякое инакомыслие. За малейшее нарушение религиозных запретов виновного забивали камнями. Мно¬гие поколения иудейских богословов трудились над различными учебниками которые могли бы объяснить необходимость терпения, вечных скитаний и веры в Бога. Мудрецы, писавшие поучительные книги, старались так истолковать Тору (и впоследствии Библию), чтобы у читателя не возникало ни малейшего сомне¬ния в пользе иудейской религии. Иногда богословы так запутывались в своих рас¬суждениях, что требовались дополнительные учебники, поясняющие истинный смысл их высказываний. В V веке для объяснения священной Торы был создан подробнейший Талмуд, который состоял из двух частей: Мишны (повторение священных текстов) и Гемары (пояснения).
С древнейших времен существовало поверье, что если Бог все видит, то, ког| да страдания народа достигнут своего предела, появится мессия (личный послан¬ник Бога) и спасет всех. Легенда о мессии-спасителе давала надежду обещанного счастья. Однако эта красивая легенда приносила не только пользу, но и специфи¬ческие проблемы. Желание стать мессией привлекало многих. Первым мессией, несомненно, был Иисус Христос, который за это поплатился жизнью. Бесспорно, Иисус — священный символ, который не следует обсуждать ни исторически, ни философски. Но мало кто знает, что в последующие времена появлялось еще несколько «мессий», которые доказывали свое «божественное происхождение». Например, в 1648 году в турецком городе Смирны объявился молодой человек, который вошел в синагогу и объявил себя новым мессией. В доказательство он произнес неизреченное имя Бога, ко¬торое знали только высшие иудейские священники. Его звали Сабай Цви. Сначала ему не поверили и с позором выгнали из синагоги. Однако неутомимый «мессия» стал странствовать по свету, поучая всех от имени Бога. В ре¬зультате он добился того, что значительная часть евреев всего мира признали его новым «спасителем». На вершине славы Сабай Цви отправился в Стамбул, чтобы обратить в иудейскую веру самого турецкого султана! Султан не оценил предложения и посадил Сабая в тюрьму. Потом сделал встречное предложение: смерть или принятие ' ислама. Все ожидали, что Сабай предпочтет смерть, но он выбрал ислам...
Примерно через сто лет в Польше появился другой I «мессия» — Яков Франк. Он проповедовал устранение з всех религиозных запретов, поскольку сила зла должна преодолеваться изнутри. Франк вел распутный образ жиз¬ни, утверждая, что грешить похвально. У него было мно¬жество учеников и последователей. Впоследствии Яков Франк принял католичество и стал ярым противником ортодоксального иудаизма. Если перечислить всех «мессий»
«учителей», которые периодически появлялись в разных частях света, то список будет насчитывать более 15 тысяч имен!
Религиозная строгость иудеев не имеет аналогов в мире.
В древние времена запрещалось все, что не входило в Священное Писание или отличалось от общепринятых норм. Учитывая, что суровые религиозные ограничения су¬ществовали только на территории Израиля, иудеи стали отправлять своих одаренных детей в другие страны, где можно было получить достойное образование. Например, в Вавилоне при дворе царя Навуходоносора существовала специальная школа для молодых иудеев, в которой пре¬подавали