Содержание
Предисловие
О Шамане и о книге «Хохот Шамана»
Благодарность Волка
Хохот Ворона
Эвелны
Армия. Проблема Волка
Лечение
Эта цивилизация ошибочна...
Детдом. Благодарность Волка
Время
Долголетие
Ритмика
Аэродром подскока
Берег Сокровищ
Голос льда
Не бойся
Свобода. Благодарность Волка
Снежный человек
Хохот Медведя
Снег. Благодарность Волка
Хохот Шамана
Послесловие
Приложения
Ответы на вопросы читателей о Шамане
Предисловие
Читатель! Перед вами книга с завлекательным названием «Хохот Шамана». И сразу у вас возникают вопросы. Кем она написана? Для кого она написана? С каким жанром мы имеем дело?
Определюсь по-своему. Перед нами книга психолога, кото¬рый решил отправиться в люди. Ему стало тесно не только в гра¬ницах профессиональной академической психологии, но и в це¬лом ряде вполне эзотеричных новых психологических практик: психоананализе, трансперсональной психологии, трансакционном анализе, нейролингвистическом программировании.
Были ли у подобной работы предшественники? Пожалуй, я могу назвать только одну статью. Ее название «Колдун и его магия». Эта статья принадлежит перу всемирно известного культурного антро¬полога Клода Леви-Стросса. В ней Леви-Стросс проводит линию различий, пытаясь показать, чем практика психоаналитика и пси¬хотерапевта отличается от повседневной работы шамана.
Автор этой книги делает обратный ход. Он восстанавливает в пра¬вах огромный личностный фактор влияния, и тут я начинаю коле¬баться. Влияния кого? Гуру? Ребе? Сенсея? Учителя? Мастера, в бул-гаковском смысле? То, что я затрудняюсь с идентификацией соци¬альной роли главного героя, не случайно. Уж больно предлагаемое автором видение мира непривычно для моего сознания, взращенно¬го культурно-исторической школой психологии Льва Выготского.
Но вспомним, какое сегодня время. Сегодня время поиска не об¬щих путей развития. И если читатель хочет испытать себя в этом по¬иске, а быть может, и ощутить новые, ранее непривычные предель¬ные переживания, пусть он услышит и почувствует «Хохот Шамана».
Александр Асмолов
Профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ
О ШАМАНЕ и о КНИГЕ «Хохот ШАМАНА»
Нужно посмотреть на карту. Площадь Магаданской обла¬сти и Чукотки чуть более половины всей европейской час¬ти России. По данным переписи 2002 года, на территории Магаданской области проживает 182 тыс. человек, на тер¬ритории Чукотки — еще значительно меньше*. Из них бо¬лее 100 тыс. человек проживает в самом Магадане, около 40 тыс. человек в поселках в радиусе 200 километров от Ма¬гадана. Остальные проживают в поселках, в основном вдоль единственной трассы. Сами поселки существуют лишь потому и пока в районах добывается золото. Сотни тысяч или миллионы квадратных километров тайги, тунд¬ры, побережий, плоскогорий и горных хребтов еще ждут своего исследователя.
Здесь нет и не было ни социализма, ни капитализма. Политика кажется отсюда полностью бессмысленным за¬нятием, абсолютно не имеющим отношения к реальной жизни. Европейские государства представляются неболь¬шими клочками истощенной, загрязненной и густозаселен¬ной земли. Их пафосность при полной бесполезности и от¬сутствии влияния на жизнь непонятна. Если кто-то из мес¬тных смотрит изредка телевизор, то тенденциозность политиков или других фигурантов несколько удивляет, но так как все они вообще ни на что не влияют здесь, быстро забывается. В девяносто седьмом вернувшийся из поселка эвелн на вопрос о новостях сообщил, что ООН продвигается на восток. «Не ООН, а НАТО»,— поправил я. Все посмот¬рели на меня с удивлением, и я понял, что здесь между ООН, НАТО, РАО ЕЭС и прочими варварскими абракадабрами нет разницы. А я нарушил этикет из-за чепухи.
Триста лет назад где-то по одной из многих возможных траекторий здесь прошли казаки-землепроходцы. Столе¬тия назад на некоторых из тысяч оленьих пастбищ или леж¬бищ моржей вспыхивали и гасли схватки коренных наро¬дов, далеко в море прошли парусные корабли царских гео¬графических экспедиций. В первой половине двадцатого века по маршрутам, аналогичным казачьим, но с востока на запад прошли несколько групп сбежавших заключен¬ных или совсем выдающиеся одиночки. В тридцатых — семидесятых очень редким несистематичным зигзагом прошли геологи. С тех пор эвелнов никто не беспокоил. Все контакты с современной цивилизацией устанавлива¬ли и регулировали они сами. Они могут сходить в посел¬ки, а вот из поселков до них никто добраться не может. Трудно и некогда.
Примерно посередине между маршрутами эвелнов и угасающими