В.П.Серкин.

Хохот Шамана

льды. Его это нисколько не заботит. Он был бы также безмятежен, если бы остался последним чело¬веком на планете. Может, так оно и будет? Мне стано¬вится неуютно.

—Почему не заведешь собаку?

—Собака нужна тем, кому одиноко в их пространстве и времени.

—Как это?

—Домашние животные получают право на часть твоей территории и времени.

—Ну и пусть.

—Дело в том, что пространство и время человека огра¬ничены, хотя он этого не осознает.

—Ты не смог бы ужиться?

—В пространстве мог бы. Но собака может прожить у меня более двадцати лет. Не планирую здесь на такой срок.

—Ты можешь оставить ее эвелнам.

—Собака зависима. Ее душа будет искать тебя всюду, и ты будешь укоризнен*.

—Наверное, некоторые люди тоже думают о тебе.

—Я не общаюсь долго с теми, кто может быть зависимым.

—Ты как-нибудь развлекаешься?

—Даже медведь развлекается.

—Как ты развлекаешься?

—Когда я отвечал за детей, жизнь в тайге была для меня развлечением.

—Так сейчас вся твоя жизнь — развлечение?

—Я развлекаюсь почти все время. Это только одна грань жизни.

—А что еще?

—Тебе лучше не думать о моих смыслах. Думай о смыс¬лах таких, как ты.

—Как-то конкретно ты развлекаешься?

—Например, изучаю существ и их туннели.

—А раньше отшельники не развлекались.

—Это вряд ли.

* Именно такое слово использовано Шаманом.

22.07

В часе ходьбы от землянки Шамана мое внимание при¬влек странный жужжащий звук. Повернув в направлении звука, стал следить за ним. Звук повторялся через пример¬но равные промежутки времени. Но именно примерно. Это не был звук неорганической природы. Такая последовательность звуков скорее присуща развлекающемуся или токующему животному.

С неизвестными животными следует быть осторожным. Достал бинокль и начал внимательно изучать местность. Звук становился громче, теперь он напоминал звучание хамуса. Есть. Что-то массивное ворочается в том месте, откуда раздается звук. Пришлось пройти дугу градусов тридцать, чтобы ветер дул точно на меня. Приближаясь и пробуя точки наблюдения, нашел удобное место. Пятими¬нутного изучения хватило, чтобы все понять.

Медведь. Дергает лапой тонкую часть поваленного оползнем расщепленного корня березы. Щепа упруго виб¬рирует и издает этот необычный звук. Медведь заворожен, раскачивается с волной звука, не может оторваться и ни¬чего не замечает. Смотрел за ним минут двадцать и пошел дальше.

—Видел сейчас, как медведь играет на деревянном хамусе.

—Не только играет.

—Что еще?

—Настраивается.

—На что?

—На низкочастотные колебания.

—Как, зачем?

—Как и человек, играющий на хамусе. Отрывается от повседневной суеты и настраивается на естественные рит¬мы этих мест.

—Человек медитирует на звуке хамуса?

—Если в этих терминах, то да.

—А медведь?

—Медведь тоже, только реже.

22.07

Шаман, кажется, понимает, что я хочу ему сказать о про¬блемах одиночества. Он утверждает, что эти проблемы бу¬дут преодолены человеком в будущем.

—Ты знаешь, что первобытный человек, изгнанный из племени, быстро умирал от одиночества?

—Конечно. Современный человек тоже быстро сдаст¬ся, если убедится, что встретиться с людьми для него не¬возможно.

—Почему?

—Он потеряет смыслы.

—Что же делать в такой ситуации?

—Такая ситуация практически невозможна сегодня. Человек всегда будет надеяться, что кто-то на него на¬ткнется.

—Но ты же не ждешь, что кто-то на тебя наткнется.

—Я, наверное, не совсем человек.

—Что ты имеешь в виду?

—Человек — член общества, социума людей. Здесь его смыслы, то есть основа жизни. Я — член другого общества.

—Какого другого?

—Я — Человек, Ворон, Медведь, Снежный человек и многое другое. Медведь, например, может жить без людей.

—Знаешь, в городе тебе бы дали диагноз.

—Конечно.— Смеется.— Только ведь я социально ком¬петентен. Легко сделать так, чтобы любой психиатр напи¬сал «норма» и в сердцах про себя добавил бы: «Безнадеж¬ная норма».— Хохочет.

—Что здесь смешного?

—Смеюсь, потому что могу быть отстраненным. Во¬влеченный человек не смеется. Считай, что это хохот, на¬пример, Медведя. Лучше — Ворона, чтобы ты не пугался.

—Ты мог бы жить без человечества?

—Некоторое время мог бы, но по-другому.

—Как «по-другому»?

—Одежда, оружие, инструменты — все пришлось бы делать самому.

—С одеждой — оружием — инструментами многие смогли бы.

—Нет.

—Почему?

—Много причин. Зубы лечить, желудок. Только здоро¬вый и понимающий окружающий мир человек смог бы продержаться долго физически. Но он свихнулся бы психологически.

—Понимаю. В длинные зимние дни и ночи что ты ду¬маешь один?

—Ничего.

—???

—Человек постоянно думает