льды. Его это нисколько не заботит. Он был бы также безмятежен, если бы остался последним чело¬веком на планете. Может, так оно и будет? Мне стано¬вится неуютно.
—Почему не заведешь собаку?
—Собака нужна тем, кому одиноко в их пространстве и времени.
—Как это?
—Домашние животные получают право на часть твоей территории и времени.
—Ну и пусть.
—Дело в том, что пространство и время человека огра¬ничены, хотя он этого не осознает.
—Ты не смог бы ужиться?
—В пространстве мог бы. Но собака может прожить у меня более двадцати лет. Не планирую здесь на такой срок.
—Ты можешь оставить ее эвелнам.
—Собака зависима. Ее душа будет искать тебя всюду, и ты будешь укоризнен*.
—Наверное, некоторые люди тоже думают о тебе.
—Я не общаюсь долго с теми, кто может быть зависимым.
—Ты как-нибудь развлекаешься?
—Даже медведь развлекается.
—Как ты развлекаешься?
—Когда я отвечал за детей, жизнь в тайге была для меня развлечением.
—Так сейчас вся твоя жизнь — развлечение?
—Я развлекаюсь почти все время. Это только одна грань жизни.
—А что еще?
—Тебе лучше не думать о моих смыслах. Думай о смыс¬лах таких, как ты.
—Как-то конкретно ты развлекаешься?
—Например, изучаю существ и их туннели.
—А раньше отшельники не развлекались.
—Это вряд ли.
* Именно такое слово использовано Шаманом.
22.07
В часе ходьбы от землянки Шамана мое внимание при¬влек странный жужжащий звук. Повернув в направлении звука, стал следить за ним. Звук повторялся через пример¬но равные промежутки времени. Но именно примерно. Это не был звук неорганической природы. Такая последовательность звуков скорее присуща развлекающемуся или токующему животному.
С неизвестными животными следует быть осторожным. Достал бинокль и начал внимательно изучать местность. Звук становился громче, теперь он напоминал звучание хамуса. Есть. Что-то массивное ворочается в том месте, откуда раздается звук. Пришлось пройти дугу градусов тридцать, чтобы ветер дул точно на меня. Приближаясь и пробуя точки наблюдения, нашел удобное место. Пятими¬нутного изучения хватило, чтобы все понять.
Медведь. Дергает лапой тонкую часть поваленного оползнем расщепленного корня березы. Щепа упруго виб¬рирует и издает этот необычный звук. Медведь заворожен, раскачивается с волной звука, не может оторваться и ни¬чего не замечает. Смотрел за ним минут двадцать и пошел дальше.
—Видел сейчас, как медведь играет на деревянном хамусе.
—Не только играет.
—Что еще?
—Настраивается.
—На что?
—На низкочастотные колебания.
—Как, зачем?
—Как и человек, играющий на хамусе. Отрывается от повседневной суеты и настраивается на естественные рит¬мы этих мест.
—Человек медитирует на звуке хамуса?
—Если в этих терминах, то да.
—А медведь?
—Медведь тоже, только реже.
22.07
Шаман, кажется, понимает, что я хочу ему сказать о про¬блемах одиночества. Он утверждает, что эти проблемы бу¬дут преодолены человеком в будущем.
—Ты знаешь, что первобытный человек, изгнанный из племени, быстро умирал от одиночества?
—Конечно. Современный человек тоже быстро сдаст¬ся, если убедится, что встретиться с людьми для него не¬возможно.
—Почему?
—Он потеряет смыслы.
—Что же делать в такой ситуации?
—Такая ситуация практически невозможна сегодня. Человек всегда будет надеяться, что кто-то на него на¬ткнется.
—Но ты же не ждешь, что кто-то на тебя наткнется.
—Я, наверное, не совсем человек.
—Что ты имеешь в виду?
—Человек — член общества, социума людей. Здесь его смыслы, то есть основа жизни. Я — член другого общества.
—Какого другого?
—Я — Человек, Ворон, Медведь, Снежный человек и многое другое. Медведь, например, может жить без людей.
—Знаешь, в городе тебе бы дали диагноз.
—Конечно.— Смеется.— Только ведь я социально ком¬петентен. Легко сделать так, чтобы любой психиатр напи¬сал «норма» и в сердцах про себя добавил бы: «Безнадеж¬ная норма».— Хохочет.
—Что здесь смешного?
—Смеюсь, потому что могу быть отстраненным. Во¬влеченный человек не смеется. Считай, что это хохот, на¬пример, Медведя. Лучше — Ворона, чтобы ты не пугался.
—Ты мог бы жить без человечества?
—Некоторое время мог бы, но по-другому.
—Как «по-другому»?
—Одежда, оружие, инструменты — все пришлось бы делать самому.
—С одеждой — оружием — инструментами многие смогли бы.
—Нет.
—Почему?
—Много причин. Зубы лечить, желудок. Только здоро¬вый и понимающий окружающий мир человек смог бы продержаться долго физически. Но он свихнулся бы психологически.
—Понимаю. В длинные зимние дни и ночи что ты ду¬маешь один?
—Ничего.
—???
—Человек постоянно думает