В.П.Серкин.

Хохот Шамана

хохотать, и мы совершенно серьезно смотрели друг на друга еще слезящимися от смеха глазами.— Ты только понял, но еще не был там. Опасно.

—Так не я создаю эту реальность?

—Не ты один. И сначала ты почти не влияешь. Ты про¬ходишь туда, потому что там твое дерево.

—Я могу туда отвести других?

—Зачем?

—Не знаю. Пока не думал.

—Это дерево растет и через мир твоих предков, и через мир твоих правнуков. Потащишь туда кого-нибудь?

—Если так, то нет. Как же оно так растет во всех мирах?

—Сквозь все миры. Это и дерево твоего рода.

—А всех людей?

—Это то, что в фольклорах называется «Шаманский лес» или «Заколдованные леса».

—Человек может повредить этот лес?

—Только фрагмент своего мира.

—А если он найдет дорогу к дереву?

—Такого окружающие называют Шаманом. Он не бу¬дет вредить своему дереву.

—А чужим?

—Это вряд ли.

—Почему?

—Предки или потомки будут защищать свое дерево и убьют его. И никто не знает защитных сил леса. Это про¬сто самоубийство.

* Летом не пользуемся печками, готовим на улице поя навесом.

29.10 2000

Осенью 2000 года Шаман разобрал свою землянку и за¬крыл место кустарником с осыпей. Стало понятно, поче¬му он строит землянки, а не домики.

В октябре Шаман жил у меня, выправлял документы, шил одежду и сутками играл в компьютерные игры. Он мог бы работать модельером уникальной по удобству и функ¬циональности спортивной и рабочей одежды.

Однажды, когда мы пили чай, в гости зашел мой дав¬ний знакомый, считающий себя человеком творческим и неординарным. Он не был у меня несколько лет, что не помешало ему явиться, как всегда, без предупреждения. Шаман почти не обращал на него внимания, что зацепило знакомого, и он стал, по своей привычке, ничего не зная о Шамане, советовать ему пересмотреть свою «пустую» жизнь. Шаман внимательно выслушал советы, еще более зацепил знакомого парадоксальными замечаниями и реф¬лексивной надстройкой и, в свою очередь, дал ему ряд ре¬комендаций. Зная, что без расспросов Шаман дает мето¬дические рекомендации только тем, кого считает больным, я был удивлен. По моим прикидкам, Шаман не был в го¬роде более пятнадцати лет, и он уверенно «лечил» совре¬менного человека. В его словах было настолько много того, что эвелны называют «сила слова», что мой нигилист вы¬полнил после очень тщательно все рекомендации. Он из¬менился довольно быстро (за три-четыре месяца) и весьма неожиданно. Наверное, неожиданно и для себя самого.

3.: И как же мне начать?

Ш.: Начни с малого. Спланируй изменения.

—Тысячу раз я это делал, ничего дельного не планируется.

—Ты ни разу не выполнил ритуал* планирования.

—Может, ты, о мудрейший, расскажешь мне сей древ¬ний ритуал?

Шаман не реагировал на иронию.

—Прежде всего сходи в баню и сделай себе аккуратную модную прическу.

—Это зачем?

—Потом купи себе модные хорошие туфли. Есть деньги?

—Есть-есть.

—Если денег нет сейчас, помой и почисть эти.

—Очень интере-е-есный ритуал!

—Купи себе хороший фирменный одеколон, ручку «паркер» и хорошей, лучше финской, бумаги.

—О, ближе к делу.

—Чисто вытри стол, положи на него пачку бумаги и ручку «Паркер».

—Ну, вы совсем утрируете.

—Надень новые туфли, глаженые брюки, свежую рубаш¬ку, сбрызни новую прическу одеколоном, выключи телефон, убери часы и сядь за стол не менее чем на полтора часа.

—Это действительно ритуал? Вы не смеетесь?

—Возьми из пачки лист и напиши на нем «паркером» сверху: «Планирование реальных действий».

—Вы смеетесь?

—Через две минуты тебе захочется вскочить и побе¬жать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.

—Что это даст?

—Еще через две минуты тебе захочется записать твои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суе¬ту. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.

—Что мне думать о линии жизни?

—Еще через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Про¬должай сидеть и думать о линии своей жизни.

—И что это даст?

—Несколько раз тебе придется отбрасывать посторон¬ние мысли и спокойно возвращаться к мыслям о линии жизни.

—Так что это даст?

—Ты когда-нибудь делал так?

—Нет.

—Эта новая для тебя практика —- начало культурного действия планирования.

*Шаман описывает действия как ритуал, когда думает, что их смысл непонятен для слушающего.

29.10.2000

Когда знакомый ушел «в баню», я спросил Шамана:

—Ты считаешь, что он больной?

—Это больше по твоей части. Сейчас он — социопат. Но у него есть воля.

—Как ты это увидел?

—Приучайся и ты под слоем случайного и мелкого ви¬деть существенное в человеке.

—Почему