хохотать, и мы совершенно серьезно смотрели друг на друга еще слезящимися от смеха глазами.— Ты только понял, но еще не был там. Опасно.
—Так не я создаю эту реальность?
—Не ты один. И сначала ты почти не влияешь. Ты про¬ходишь туда, потому что там твое дерево.
—Я могу туда отвести других?
—Зачем?
—Не знаю. Пока не думал.
—Это дерево растет и через мир твоих предков, и через мир твоих правнуков. Потащишь туда кого-нибудь?
—Если так, то нет. Как же оно так растет во всех мирах?
—Сквозь все миры. Это и дерево твоего рода.
—А всех людей?
—Это то, что в фольклорах называется «Шаманский лес» или «Заколдованные леса».
—Человек может повредить этот лес?
—Только фрагмент своего мира.
—А если он найдет дорогу к дереву?
—Такого окружающие называют Шаманом. Он не бу¬дет вредить своему дереву.
—А чужим?
—Это вряд ли.
—Почему?
—Предки или потомки будут защищать свое дерево и убьют его. И никто не знает защитных сил леса. Это про¬сто самоубийство.
* Летом не пользуемся печками, готовим на улице поя навесом.
29.10 2000
Осенью 2000 года Шаман разобрал свою землянку и за¬крыл место кустарником с осыпей. Стало понятно, поче¬му он строит землянки, а не домики.
В октябре Шаман жил у меня, выправлял документы, шил одежду и сутками играл в компьютерные игры. Он мог бы работать модельером уникальной по удобству и функ¬циональности спортивной и рабочей одежды.
Однажды, когда мы пили чай, в гости зашел мой дав¬ний знакомый, считающий себя человеком творческим и неординарным. Он не был у меня несколько лет, что не помешало ему явиться, как всегда, без предупреждения. Шаман почти не обращал на него внимания, что зацепило знакомого, и он стал, по своей привычке, ничего не зная о Шамане, советовать ему пересмотреть свою «пустую» жизнь. Шаман внимательно выслушал советы, еще более зацепил знакомого парадоксальными замечаниями и реф¬лексивной надстройкой и, в свою очередь, дал ему ряд ре¬комендаций. Зная, что без расспросов Шаман дает мето¬дические рекомендации только тем, кого считает больным, я был удивлен. По моим прикидкам, Шаман не был в го¬роде более пятнадцати лет, и он уверенно «лечил» совре¬менного человека. В его словах было настолько много того, что эвелны называют «сила слова», что мой нигилист вы¬полнил после очень тщательно все рекомендации. Он из¬менился довольно быстро (за три-четыре месяца) и весьма неожиданно. Наверное, неожиданно и для себя самого.
3.: И как же мне начать?
Ш.: Начни с малого. Спланируй изменения.
—Тысячу раз я это делал, ничего дельного не планируется.
—Ты ни разу не выполнил ритуал* планирования.
—Может, ты, о мудрейший, расскажешь мне сей древ¬ний ритуал?
Шаман не реагировал на иронию.
—Прежде всего сходи в баню и сделай себе аккуратную модную прическу.
—Это зачем?
—Потом купи себе модные хорошие туфли. Есть деньги?
—Есть-есть.
—Если денег нет сейчас, помой и почисть эти.
—Очень интере-е-есный ритуал!
—Купи себе хороший фирменный одеколон, ручку «паркер» и хорошей, лучше финской, бумаги.
—О, ближе к делу.
—Чисто вытри стол, положи на него пачку бумаги и ручку «Паркер».
—Ну, вы совсем утрируете.
—Надень новые туфли, глаженые брюки, свежую рубаш¬ку, сбрызни новую прическу одеколоном, выключи телефон, убери часы и сядь за стол не менее чем на полтора часа.
—Это действительно ритуал? Вы не смеетесь?
—Возьми из пачки лист и напиши на нем «паркером» сверху: «Планирование реальных действий».
—Вы смеетесь?
—Через две минуты тебе захочется вскочить и побе¬жать по своим неотложным делам. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
—Что это даст?
—Еще через две минуты тебе захочется записать твои творческие озарения. Отбрось их, как и предыдущую суе¬ту. Продолжай сидеть и думать о линии своей жизни.
—Что мне думать о линии жизни?
—Еще через две минуты ты поймаешь себя на том, что думаешь о посторонних вещах. Отбрось и эти мысли. Про¬должай сидеть и думать о линии своей жизни.
—И что это даст?
—Несколько раз тебе придется отбрасывать посторон¬ние мысли и спокойно возвращаться к мыслям о линии жизни.
—Так что это даст?
—Ты когда-нибудь делал так?
—Нет.
—Эта новая для тебя практика —- начало культурного действия планирования.
*Шаман описывает действия как ритуал, когда думает, что их смысл непонятен для слушающего.
29.10.2000
Когда знакомый ушел «в баню», я спросил Шамана:
—Ты считаешь, что он больной?
—Это больше по твоей части. Сейчас он — социопат. Но у него есть воля.
—Как ты это увидел?
—Приучайся и ты под слоем случайного и мелкого ви¬деть существенное в человеке.
—Почему