именно две минуты на мысли?
—Ты же рассказывал мне про свои опыты о произволь¬ном усилии*.
—Твои рекомендации похожи на методики Гурджиева.
—Я сам — Гурджиев.— Шаман захохотал.
—То есть ты — как Гурджиев? — Хохочем вместе.
*Серкин В.П. Длительность произвольного усилия сознания // Пси¬хология и практика. Материалы II съезда РПО.Т.4. Вып. 2. Ярославль: ЯрГУ, МАПН, РПО. 1998. С. 159-160.
07.10.2000
Октябрь теплый, но Шаман говорит, что зима будет холод¬ная. Еще идет дождик, снег выпадал два раза и стаял. Мы шли дворами улицы Шандора Шимича, когда нас необыч¬но окликнули: «Эй, старые!» Оклик меня удивил. Никто из незнакомых не дает моих лет, а определить возраст силь¬ного, жилистого Шамана, да еще в темноте, практически невозможно.
Подбежали три крупных молодых человека и стали тре¬бовать деньги («лавэ» на их сленге). Нестрашно. Мои друзья юности куда круче. Шаман сказал им, куда идти, и звяк¬нул своей сантехнической сумкой. Увы, «не понимающим советов нельзя помочь»*. Один из них замахнулся на Ша¬мана и получил страшный удар разводным ключом по уху. Он поднес руки к голове и молча упал лицом вперед. Все происходило в полной пронзительной тишине. Даже дале¬кие собаки перестали лаять. Тишину нарушил топот одного из убегавших бандитов. Потом я услышал снизу голос тре¬тьего: «Не бей! Не бей!» Однако Шаман размахнулся вновь, и я сморщился от страшного хруста разбиваемых зубов. Бан¬дит всхлипнул и затих.
Молча долго шли под дождем домой, не упоминая об автобусе. Знал я, что Шаман решителен и рационален, но одно дело знать... Шаману и в голову не приходило обсуж¬дать происшедшее, а я не мог не обсудить.
—Как другой оказался на земле?
—Сам упал от страха.
—Зачем ты его ударил?
—Он был в естественном беспределе. Никто его не ос¬тановил до меня.
—Будет бояться из-за боли?
—Теперь знает, что любой человек может вдруг обер¬нуться «своею азиатской рожей».
—Знаешь Блока?
—Знал.
—Он не с тебя писал «Скифов»?
—Нет. С тебя,— Шаман, пожалуй, впервые не игнори¬ровал иронию, а вернул мне.
Мне пришлось отшучиваться самому.
—Да я тогда был еще в виде очень малой вероятности.
—Блок и писал вероятности.
—Почему эти поэты умирали так рано?
—Дух покидал их.
—Как это?
—Дух иногда покидает человека еще до физической смерти.
—Почему?
—Я уже говорил тебе. Потому что человек направлен на отношения с окружающими настолько, что забывает о своем Духе. У хороших поэтов Дух особенно нетерпим.
—Что происходит с такими людьми?
—Ничего. Доживают. Даже спокойнее.
—А самоубийства поэтов?
—Некоторые, почувствовав, что Дух покинул их, не мо¬гут этого вынести.
Не поняв, шутит Шаман, или нет, я вернулся к разгово¬ру об обществе.
—Думал, что общество тебе безразлично.
—Лучше думай о смыслах таких, как ты.
—Так небезразлично общество?
— ... на это общество. Просто взбесившиеся звери дол¬жны избегать нас.
—Могут посадить за такое.
—Это —вряд ли.
*Фраза из рекламного ролика какого-то информационного агент¬ства.
07.10.2000
Шок не проходил. Шаман рассуждает об этом случае, не отрываясь от шитья. Так же, как, например, о лекарствен¬ных растениях.
Понятно, что найти невозможно. Дождь, темнота. Они не успели нами заинтересоваться настолько, чтобы вгля¬деться. Но оклик был удивителен.
—Как они узнали наш возраст?
—Были в измененном состоянии сознания.
—Наркотики?
—Да, что-то новое.
—Наркотики могут повышать остроту восприятия?
—Все связано. Такое повышение остроты опасно.
—Чем?
—В нормальном состоянии им в голову не пришло бы окликать нас. Инстинкт самосохранения заставил бы не обращать внимания. А так старый инстинкт не уследил за новым восприятием.
—Убежавший даст показания?
—У него инстинкт более развит. В обычном состоянии человек очень смутно помнит о необычном.
—Не хочу спрашивать. Ты убил первого?
—Это вряд ли.
—А мог бы?
—Я воевал.
—Наверное, ты воевал очень эффективно?
—Тогда был обычным бойцом и мечтал, как все.
30.10. 2000
Понимаю, что подготовка Шамана к отъезду завершается. Документы есть, одежда есть, денег он заработал за месяц больше, чем я за три, дав весьма специфическое объявле¬ние о ремонте сантехники. Начало нового цикла обеспе¬чено заменой ванн и унитазов. Шаману все равно. Он го¬ворит, что я вижу символизм не там, где он есть.
С ним не чувствуешь себя комфортно, скорее общение с ним проблематизирует то, что называется «личностью». Но с ним чувствуешь, как растет твое понимание мира и что-то, что будет после личности. Об этом пока непривыч¬но думать, так как это не посвящено отношениям с людь¬ми.