В.П.Серкин.

Хохот Шамана

в мире, отличном от мира других?

—Может заходить туда когда захочет и возвращаться. Так делают некоторые шаманы.

08.11

Каждое лето читаю в магаданских газетах сообщения о жертвах столкновений с медведями и много предупрежде¬ний — рекомендаций о безопасном поведении. Шаман не боится медведей, считает их безобидными существами, очень близкими к нему. При этом он говорит, чтобы я был осторожен и следовал рекомендациям, так как медведи не близки мне. Он не любит говорить о медведях и лишь од¬нажды ответил на мои вопросы.

—Правда, что, когда с медведя снимают шкуру, он по¬хож на человека?

—У медведя плоская грудная клетка, квадратики прес¬са и бицепсы атлета. Его недаром называют лесным чело¬веком.

—Ты убивал медведя?

—Что ты! Я сам — Медведь.

—То есть ты — как Медведь?

(Шаман поморщился и не стал отвечать.)

09.11

Собираюсь в город. Нужно сделать крюк от землянки Шамана к моему домику, забрать паспорт и в нем деньги на дорогу. Из леса иногда выходишь в таком виде, что мо¬гут и спросить документы. Шоферы на этом участке трас¬сы рассказывают друг другу обо мне всякие мифы: «На ты¬сячу километров ни одного поселка, и мужик пеший на дороге голосует»... И выдумки всякие. Это неплохо. Пре¬дупреждены, не боятся, подсаживают Со своей стороны, стараюсь поддерживать хорошие отношения: когда проставлюсь, когда с мелким ремонтом договорюсь и запла¬чу... Здесь важны не деньги, важно, что человек стремится быть благодарным.

Все же досадую немного, что не взял паспорт, когда пошел к Шаману. О паспорте на побережье не думаешь, как о вещи из другой жизни. Вспомнил вчерашний разго¬вор с Шаманом.

—Ты захоронил труп, у которого взял паспорт?

—С понятием. И крест поставил. Хотя не вижу в этом смысла.

—Зачем тогда?

—На нем крестик. Возможно, верующий.

—Не понимаю. Ему уже было все равно, для тебя бес¬смысленно. Зачем?

—Ему — не все равно. Для него есть смысл.

—Но он же был мертв, когда ты его нашел.

—Тело мертво, но при чем здесь смысл? Несколько секунд мы молча смотрели друг другу в гла¬за, и я решил изменить вопрос.

—Зачем тебе его смысл? Ты поступил социально?

—Нет. Просто выполнил договор.

—Какой еще договор?

—Я взял у него паспорт и похоронил его так, как ему бы хотелось.

—Я что-то не понял в сути договора?

—Другими словами: отдал несколько своих действий его смыслу. В благодарность за паспорт. Это просто крат¬ковременное сотрудничество.

—Может быть, нужно было сообщить родне?

—Кто я такой, чтобы отнимать у людей надежду?

29.12

Кожа на руках, ногах и лице покраснела и стала шелушить¬ся. Попросил Шамана сделать какую-нибудь мазь, но он показал ряд статических и динамических упражнений. Упражнение «Ворон» — прыгать обеими ногами по глубокому снегу и махать руками — показалось мне особенно дурацким, а увидев, что Шаман хохочет над моими прыж¬ками, я потребовал разъяснений.

—Почему ты думаешь, что от твоих упражнений кожа заживет?

—У тебя просто холодовая аллергия. Сибирские мамы это называют «знобышком».

—Мамы, наверное, не заставляют детей прыгать?

—Это от застоя крови в капиллярах. Чтобы прошло, нужно или пожить в тепле, или регулярно «гонять кровь». Мамы отогревают детей, а ты — мужик. Прыгай.

1997

Эвелны

16.07

В первое время привычка Шамана часами молчать после моих вопросов раздражала. Я даже не всегда был уверен, что он услышал и понял вопрос. Иногда мне это казалось невежливым с его стороны, иногда — что он просто пре¬небрегает общением.

—Почему ты молчишь после моих вопросов? Пауза, минут пять — шесть. Нужно подумать перед от¬ветом.

—Отшельничество не сделало тебя тугодумом? Неожиданно Шаман ответил сразу и в нарочито быст¬ром темпе, немного комкая и сливая слова:

—Конечно, я-мог-бы-сразу залепить любые-слова, болтающиеся-на-языке, чтобы-потом-думать: «Что-это-я-сказал?» Или наоборот: «О-как-здорово-я-сказанул!» Но,— Шаман заговорил в нормальном темпе,— тогда бы я не го¬ворил, а выдавал вербальный понос— Смеется.

—Как ты решаешь, когда отвечать?

—Не решаю. Вопрос должен «перевариться». А ответ должен «прийти». Бывает, что я даже на некоторое время забываю о вопросе. Простой вопрос требует нескольких минут, а принятие решения требует очевидных знаков.

—Какие знаки?

—Эвелны, например, часто видят варианты решения во сне. Многие жители Магадана «читают» совпадения, хотя не отдают себе отчет в этом.

—Как увидеть знаки?

—Сначала тебе нужно научиться смотреть.

—Как ты научился?

—Очень много лет мне не нужно и не перед кем выде-лываться. Вербальные объяснения отпали сами собой.

—Но я — преподаватель.

—Тебе