увеличивает жизнеспособность.
Можно удостовериться, что в периоды психического напряжения люди живут
дольше. Это не может быть объяснено ни пищею, ни санитарными условиями, ибо
в периоды смятения условия жизни очень трудны, и единственная причина должна
заключаться в повышенной деятельности психической энергии.
Но следует вполне разбираться, в чем состоит напряжение психической
энергии. Если слабосильный человек перегрузит себя физической работой, то такое
напряжение не приведет к лучшему результату. Напряжение энергии, прежде всего,
понимается с психической стороны. Нужно не забывать, в чем лежит импульс
каждого действия. Так можно увидеть, что усилие энергии будет рождать
физический рефлекс, но каждый рефлекс есть только отражение истинной
причины.
12.482. Когда врач запрещает человеку, потерявшему равновесие,
умственную работу, он поступает не мудро. Известны примеры опытных врачей,
которые, наоборот, напрягали деятельность психической энергии. Конечно, такие
целители должны были обладать значительным запасом психической энергии,
чтобы распознавать, к какой области познания направить больного.
Утомление не полезно, но напряжение жизнедательно. Но граница между
этими состояниями очень сложна. Опытный врач, утончив свою психическую
энергию, может указать, где мера полезного напряжения.
12.483. И козлы на дворе скачут, но такая мера напряжения не для человека.
Пусть очень исследуют особенности каждого спорта. Многие виды таких
напряжений не соответствуют жизнеспособности.
Также пусть так называемые воспитатели тоньше разбираются в
способностях учеников. Ту же истину нужно высказать всем, кто намерен
распределять работу и вознаграждения по способностям. Решение правильное, но
раньше нужно уметь определять способности.
Невозможно судить о качестве энергии, если сами судьи не будут знать о ней.
12.484. Не отгоните, если кто хочет изучать энергию с чисто научной целью.
Только смотрите, чтобы цель не оказалась псевдонаучной. Научная задача
основана на доброжелательном допущении, но псевдонаучная полна отрицания.
Также не отяготите исследователя преднамеренными методами. Каждый
исследователь имеет право на свой путь. Если даже его путь будет сложным, он,
может быть, найдет неожиданную, новую подробность. Нехорош обычай
педагогов, которые осмеивают каждую попытку своеобразного решения задачи.
Нужно приветствовать поиски новых приближений к истине. Если твердо
убеждение, что истина одна, не может быть опасений, что найдется какая-то другая
истина.
Следует проявить самое широкое допущение, только так можно строить
сотрудничество.
12.485. Убеждение в неправильности собеседника должно быть проверено
тщательно. Особенно должна быть проявлена наблюдательность за способом
выражения. Часто люди говорят об одном и том же в совершенно разных
выражениях. Также и, наоборот, люди умеют говорить в тех же самых словах,
подразумевая различные значения.
Особенно при суждении о предметах высших нужно проявить осторожность,
чтобы избежать недоразумения.
12.486. Обо всем происходящем задайте себе вопрос. Почему случается
именно в такой и не в иной форме? Почему сейчас, а не раньше? Много мыслей
возникает вокруг каждого события. Мышление направится ко многим причинам и
попутно многое осветится.
12.487. Туманные рассуждения о призраках, о предчувствиях и внушениях
отдадим на суд истинной науки. Не убоимся предоставить ученым рассмотреть все
явления в свете строго научного изучения. Но пусть будет такое изучение
действительно строгим, иначе говоря, справедливым. Только это условие
необходимо, когда касаемся законов космических.
Пусть сравнивают передачу мысли на расстояние с радио. Пусть приложат к
видениям основы телевизии. Пусть припомнят новейшие открытия, они лишь
помогут в вопросе психической энергии. Пусть не боятся сопоставлять видения с
открытиями научными. Ведь не ради кощунства или самомнения можно черпать
сопоставления из всех областей природы. Физика пусть подтвердит самые
наивысшие психические проявления.