свою светоносную нить. Рычаги
внешних чувств переключаются на соответствующие им внутренние. Так же
перестраивается и мысль, отвлекаясь от внешних объектов или явлений сторонних: не
плотные, но тонкие чувства приводятся в состояние сторожкой и зрячей готовности, как бы
сосредоточиваясь в сердце. И видит и слышит тогда человек сердца глазами и сердца ушами
и чувствознает он сердцем.
Процесс, происходящий в ученике на известной ступени, называется синтетическим
пониманием жизни, когда ряд сродных явлений, сливаясь в одно, открывает мир
беспредельных возможностей нового и расширенного их понимания. И тогда, куда бы и на
что бы ни обращался взор, объект внимания начинает расти и расширяться в своем
значении. Словно луч света по тьме, падая на предмет, освещает его весь, целиком. Дар
синтетического понимания явлений – способность редчайшая, и приобретается он путем
векового опыта. Характерное свойство его – неисчерпаемость нахождений в процессе
познавания, то есть беспредельность, то есть соприкосновение с сокровищницей мировой и
космической мысли. Когда Говорю об Океане Учения или Океане Космической Мысли, это
Имею в виду. И тогда из него можно черпать мерою полной, и тогда все человеческие
знания и достижения становятся лишь трамплином в сферу возможности их беспредельного
развития и расширения, если законны они и от Света. Ибо и темная бездна – без дна, и
нельзя допускать зла беспрепятственного распространения. Но Наше Ученье от Света – и
беспредельность пред Ним. Мы Радуемся, когда зеленый цвет синтеза загорается над челом
принятого ученика. И радость носителя его Считаем законной.
1960 г. Февр. 24. Воспитательное значение искусства не понимается всесторонне. О
некоторых сторонах этого вопроса умалчивается вовсе по невежеству. Путь искусства –
йогический, ибо требует от идущего этим путем развития и обострения органов чувств и
многих качеств духа. Фотоаппарат глаза или аппарат слуха должны быть доведены до
совершенства.
Зрительная память отличная необходима для художника, и слуховая память – для
музыканта. Любая область искусства требует от человека долгой тренировки всех его
способностей восприятия и некоторых в особенности.
Искусство учит не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Ибо
смотрят и слушают все, но видят и слышат немногие. Формула «Имеющие уши да слышат»
не ограничивается теми узкими рамками, в которые ее заключили люди. Знаете пример
глухого музыканта. Внутренний слух был обострен до предела, и знание техники записи
давало возможность запечатлевать слышанное внутренним ухом. Можно над этим подумать.
Третий глаз и третье ухо не чудо, но аппараты, находящиеся в распоряжении каждого
человека, хотя и не признаваемы во всей полноте их значения. Пусть спросят себя, как и чем
видит художник, как наяву, запечатленный его физическим глазом зрительный образ. Где же
он существует? Имеет ли он объективное существование? Так называемые массовые
галлюцинации доказывают, что образы эти объективны, то есть существуют вне
внутреннего круга сознания человека. И могут быть видимы и другими людьми. Дело не в
том, что горемычный пьяница видит чертиков, а в том, что другой такой же больной видит
их в том же самом месте, и в том же количестве, и в той же форме. Так можно утверждать,
что творчество неразрывно связано с Тонким Миром и деятельностью как внешних, так и
внутренних органов чувств. Главное – научиться видеть и слышать и запечатлевать
виденное и слышанное. Изобразить же то и другое – будет уже относиться к технике музыки
или живописи. Так истинное искусство приводит человека на путь йоги, путь утверждения и
раскрытия всех его творческих способностей. Человек может творить. Из чего? Из
элементов его накоплений, подмеченных в жизни и отложенных в Чаше. Искусство
жизненно, то есть нужно для жизни в условиях плотных. Строителям жизни земной нужны
все способности духа, чтобы творчески строить и создавать новые формы жизни. Только
искусство может будить творческую мощь в человеке. Пусть красота проникнет во все
области жизни, во все уголки. Красота дел рук человеческих неотделима от искусства. Так
искусство войдет в жизнь, во всю жизнь человека, и, войдя и преобразив жизнь, пробудит в
человеке способность творить и трудиться творчески, поднимет его на новую
эволюционную ступень достижений.
1960 г. Февр. 25. Сочетать комбинации нужных условий непросто и нелегко. За годы,
а когда и за столетия Намечаем нужное