при
жизни земной значителен тем, что в Надземном его можно продолжить и углубить.
Представьте себе обычного человека, вдруг лишенного тела и очутившегося в пространстве.
Только что вылупившийся из яйца цыпленок, право, более в счастливых условиях. У него
хоть есть мать. А кто же есть у отрицателя даже возможности жизни вне тела и чем будет он
жить, если все его энергии были сосредоточены лишь на земном? Человек сам кузнец
условий существования своего после смерти. И отрицатели жизни в Надземном лишают
себя возможности сознательного существования там. Те тупо стоящие и сидящие фигуры,
виденные на тонком плане, и являют собою вид обычного человека на плане Надземном,
еще не пробудившегося к состоянию сознательного бытия там. Имеющие достаточный запас
огня и не отрицавшие жизни могут иметь возможность активного пребывания, но в
пределах своих устремлений. К отцам устремившийся с ними пребудет. Хорошо не иметь
даже дома земного и даже угла своего, ибо сознание, к ним не привыкшее, не будет
стремиться построить их там, то есть будет свободно от привязанности к определенным
условиям. Там дома не нужно. Но трудно усвоить эту идею, если сознание привыкло
приковывать себя к дому земному. Многое, считающееся несчастьем на земле, служит
освобождением в Мире Надземном. Человек, накануне смерти лишившийся всего и
выгнанный нищим на улицу, свободным вступает в мир тот, если сознание позволяет
внутренне отрешиться от чувства потерянной собственности. Так называемые несчастья
многому помогают, если относятся к ним с пониманием. Не все же дело в вещах или
собственности, а в отношении к ним, то есть в состоянии сознания. Для того и даются весы
беспредельности, чтобы ничего не считать своим, но лишь данным на время. Свое
настоящее все внутри и неотъемлемо ни здесь, ни там. Они думают, что имеют, и думают,
что знают, но нищи они перед Творцом беспредельности и невежды в знании жизни духа.
Потому в жизни земной мы остаемся всегда лишь собирателями и накопителями элементов
бессмертия, то есть знаний и опыта, нужных для жизни во всех трех мирах и выше. Сон же
земной, быстротечный, именуемый жизнью людьми, истинно сном почитаем земным,
кратким и тяжким для духа, но яро полезным, ибо лишь в жизни земной можно собрать
сокровища духа для жизни в Надземном.
1960 г. Март 9. Автор статьи о египетском искусстве был прав: египтяне
действительно пытались на изображении умершего запечатлеть вневременность
человеческой сущности, заключенной в смертное тело. Отсюда и отсутствие на лице и в
выражении глаз всех временных чувств преходящих. Особенность астрала в преходимости
его уявлений. Спокойствие утверждается еще и потому, что оно поднимает сознание над
калейдоскопической сменностью состояний астрала – как бы победа непреходящего над
преходящим. Погружение в астральные эмоции и есть ярое предание себя во власть
преходящего. Мы Утверждаем, что ценность высочайших качеств духа заключается в их
вневременной постоянности. Преданность на сегодня, или мужество, или любовь, или
устремление, или спокойствие – звучат нелепо. Так качества утверждаемые возвышают дух
над временностью и преходимостью условий земных и вводят его в сферу непреходящего.
Спокойствие духа, отражающееся в лице человека, и беспокойство мятущейся астральной
оболочки, выражающееся в каждой черте и движении лицевых мускулов, указывают на
ступень, достигнутую духом в процессе овладения своими оболочками. Для зрячего картина
ясна во всех подробностях. Ошибочно думать, что лицевая и внешняя угодливость и
выражение всех прочих чувств, нарушающих величие и торжественность, спокойствие духа,
могут дать человеку что-то положительное или помогут достичь желаемого от тех самых
людей, в присутствии которых паяц уявляет себя, кривляясь и вибрируя на все лады, лишь
бы угодить, лишь бы понравиться и произвести впечатление. Худшего рабства и
зависимости от окружающих невозможно даже вообразить. Ведь это рабство добровольное,
самоутвержденное, вызванное ничтожеством помыслов и представлений. Лишь отсутствие
достоинства духа и самоуважения вызывает к жизни эти убожества духа. На известной
ступени сознания маска снимается прежде всего с собственного лика: маска угодливости,
заискивания, лепетания и желания произвести впечатление. Уж лучше замкнутая суровость
и холод сдержанности – ущерб будет меньше. Астральный паяц пользуется каждым случаем,
чтобы выступить на сцену и себя уявить. Вот к нему-то в себе и нужна самая суровая