то не все ли равно, в чьем сердце он утвердился. Так,
не имеет значения ни возраст, ни пол, ни народность, ни образование, ни цвет кожи, ни все
прочие признаки внешние человека, отличающие людей друг от друга. По светотени идет
ныне разделение человечества, и тот, кто от тьмы, тот не Наш. Другого критерия не Имеем.
Бойтесь огней угашения. Огни охраняйте, неся. Тушителей много. Через все и поверх всего
Ценим огонь духа.
1960 г. Апр. 19. Пребывание человека на планете лишено конечного смысла. Оно и
неудивительно, ибо конца нет. Не странно ли думать, что конца не имеет ничто,
существующее в природе, равно как не имеет оно и начала. Любое явление есть лишь
продолжение того, что предшествовало ему ранее, что было причиною, вызвавшею его к
проявлению. За каждым следствием – породившая его причина, за каждым завершением –
цепь новых следствий или явлений, вытекающих из него. Говорят, смерть человека – это
конец. Но это не конец, а лишь начало продолжения жизни его в Надземном. Гибель миров
происходит, но материя их идет на образование новых, а духо-монады проявленных на них
форм переходят на новые планеты, продолжая свою бесконечную эволюцию. Так же как
пространство не имеет конца, так же точно и время – начала или конца, ибо все заключено в
круг беспредельности, а беспредельность – это лишь форма выражения всего, что в нем
существует. Все существующее в пространстве эволюционирует в спирально-циклической
пульсации жизни. Пульсирует атом, пульсирует сердце, пульсирует солнце в ритмах
нарастания и убывания, в явлениях эволюции и инволюции. Великому закону ритма
подчинен весь проявленный Космос, а также и жизни отдельных существ, человека и целых
народов. Все совершается в рамках закона, который является формой выражения жизни.
Войти в ритм Космоса – значит постичь тайну проявленной жизни и, слившись с нею,
утвердить место свое в беспредельности на лестнице проявленных форм, то есть на лестнице
Иерархии. Осознание Ее и приближение к Ней и будет утвержденным бессмертием духа,
достигнутым в жизни на земле и в мирах.
1960 г. Апр. 20. Вовлекаясь в поток Майи, человек забывает о действительности. В
глубинах своих дух знает, что каждое очередное воплощение – это поток, который он
должен пересечь, чтобы снова вступить на берег Надземного Мира. Хорошо, когда
понимание этого начинает утверждаться в земном сознании. Это понимание можно
воспитывать сознательно в жизни каждого дня. И смотря на все происходящее вокруг,
утверждать ежечасно «даже и это пройдет». Иначе не произойдет отрыв от земного. Не
оторвавшись от земли, продолжают и в Надземном утопать в иллюзиях Майи, завершая ее
иллюзиями Девачана, но Девачан не являет собою действительности. Обычный иллюзион,
то есть кино, показывает, как падок человек на даже искусственно создаваемые иллюзии. И
знает, и понимает, но все же идет и плачет, и переживает, смотря на экране на то, чего нет.
Йог живет в мире действительности, отвергая Майю во всех формах. Отсюда и иное
отношение к жизни. Отсюда ощущение беспредельности и касание высших Миров. На земле
должно жить земной жизнью, но нигде не указано, чтобы иллюзии ее принимать за
действительность. Как бы хороша ни была кинокартина или пьеса в театре, все же помнит
смотрящий, что это лишь только театр. Так же и в жизни обычно следует помнить, что
жизнь – это сцена земная и сутратма – актер. И следует помнить это всегда, даже в условиях
самых напряженных и ярых, ибо кончается все, любой кадр из жизни во плоти. С этим
сознанием и надо идти через жизнь, помня о жизни надземной, к которой приуготовляется
человек на земле, в условиях плотных, отделяя действительно сущее от кажущегося на земле
таковым.
1960 г. Апр. 21. Как примирить несовершенство настоящего с величием будущего?
Пониманием, что семена будущих достижений закладываются сейчас в предрассветных
сумерках наступающего дня. Закладываются они делами и мыслями, но главное – мыслями,
творящими жизнь. Упор переносится на мысль, которая ведет эволюцию планеты. И если
мыслить умело, то может мыслитель выполнить долг свой перед людьми, даже не прибегая
к обычному виду труда. Йог строит храм за двадцать переходов от его пещеры, в которой
живет он один. Так мыслью можно строить и помогать на огромные расстояния и мыслью
творить. Можно помогать и тем, кто в нужде или в беде, далеким и близким, и, посылая им
мысль, облечь ее в форму, несущую в себе четкую картину желаемого утверждения. И,
посылая далекий привет,