себе, ибо
человеческому разуму их не с чем сравнить. Нет слов на языке человеческом, выражающих
их сущность, но в понятиях всемогущества, всезнания, всевидения, всеслышания и всех
прочих качеств духа намек о вершинах высочайших достижений. Степени этих достижений
различны: всезнание планетное, всезнание своей солнечной системы, всезнание своей
галактики и так далее, и выше еще в беспредельность. Ибо предела нет.
(Продолжение). Способность речи есть победа над материей, способность слуха,
зрения, способность мыслить – все это ступени достижений, мало осознаваемые людьми. На
все, к сожалению, люди смотрят слишком уж просто, но понимая, какой чудовищный труд и
время потребовались на каждое из них. Но время пришло осознать путь свой и цель и идти
по нему уже не слепо, не зная, куда и зачем, но с глазом открытым и видящим цель. Если
уже достигнуто столько, то это ручательством служит будущих дальнейших достижений.
Великое шествие человечества, в его целом, к вершинам могущества духа и власти над
миром идет коллективно, и общий уровень достижений уже достаточно высок, чтобы стать
трамплином для достижений еще больших. Надо лишь только понять, что человек – это
процесс, и все в нем происходящее космично стремится к бесконечному развитию,
развертыванию, утончению и усовершенствованию, которым Космос пределов не ставит.
Сумерки настоящего временны и преходящи. Сияющее будущее человечества стоит перед
ним как завтрашний день, и нет такой силы в мире, которая могла бы остановить поток
космической жизни. Космический путь человека предопределен Космической Волей и
потому непреложен. Все, что в Космосе воплощено в форму, стремится к той же великой
цели. И мудрый видит в каждой из них ту же искру духа, которая зажжена в нем прежде
начала времен.
1960 г. Июль 22. Когда же и где пожинаем плоды своих злых и добрых деяний?
Пожинаем сейчас, в настоящем, и новые снова творим, чтобы после пожать. И одной рукой
сеем, другой пожинаем. Настоящее есть следствие прошлого, но будущее есть следствие
настоящего. Колесо причинности в действии постоянном. Забота о том, какие причины
пускаются в колесо. Пока создается причина, властен над ней создающий, ибо свободно
творит, но как только она создана и пущена в колесо, уже не создатель причины, но причина
сама властвует над человеком. И нельзя ничего изменить, пока не исчерпает она всю
энергию свою на своем породителе. Следствий избежать нельзя, но отношение к ним и
характер воздействия их на сознание изменить можно. Так плачет о материальных потерях
невежда, но радуется мудрец, видя в каждой утрате освобождение. Итак, посеянное
пожинается, то есть исправляется и нейтрализуется сознанием здесь или там, ибо карма
действует непреложно в плоскости порожденных причин. Но в духе может преодолеть в
себе человек следствие низших причин, уже иным, новым, видоизмененным отношением к
порождаемым ими следствиям. И в этом аспекте власть человека над кармою безгранична.
Точнее будет сказать, что низшая карма заменяется высшей духовной, касающейся не цепи
внешних кармических явлений, но отношения к ним в духе. Невежда горюет, но мудрый
радуется, когда видит, что может уплатить старые долги. Должники все, только платить по
счетам не умеют достойно. Отсюда и горе, и сетование, и недовольство судьбой. А между
тем, уплата кармических долгов есть не что иное, как процесс освобождения от самой
кармы. Платить и не делать новых долгов – вот в чем задача. Потому лучше давать, нежели
брать. Ибо берущий всегда отдаст. Потому лучше доброе мыслить и благо творить, нежели
зло, ибо причина и следствие – разные концы одной вещи. Потому Говорю: «Нагружайте
сильнее Меня», ибо исчерпать Хочу всю тягость земную, ибо силы Умножу на ней, ибо в
радости духа Приму нагружение и нагнетение непомерные. И тем Утвержу духа господство
над кармою плотных условий. Так Говорю, когда идущим за Мною становится слишком уж
трудно.
1960 г. Июль 24. О воображаемых качествах следует упомянуть. Цепь не крепче своего
самого слабого звена. Нехорошо, если во время бури якорный канат оборвется: или унесет в
море, или на скалы. Также и с воображаемыми качествами. Отсюда и необходимость
испытаний, дабы знал ученик, где его слабое и незащищенное место. Потому не
выдержанными испытаниями не следует огорчаться. Себя надо знать, надо знать степени
своих способностей, выносливости, выдержки и сил. Плавание в своем челне по океану
жизни небезопасно. И искусство пловца и его возможности