Иначе воды не накопить. Так же и человек,
решивший утвердить равновесие, каждую крупицу психической энергии расходует
осмотрительно. Исключаются при этом совершенно: раздражение, страх, беспокойство и все
пожирающие психическую энергию движения астрала, исключаются празднословие,
суетливость, нервные движения, курение, алкоголь и так далее. Также утверждается и
контроль над мыслью и связь с Иерархией. На страже микрокосма своего становится тогда
человек и бдительно его охраняет. Состояние напряженного бодрствования напрягает ауру и
усиливает состояние равновесия. Сила не в размахивании руками, и не в громких словах, и
не в беспорядочных действиях. Тишина молчания присуща спокойствию Владыки. И чем
она глубже, тем сильнее мощь действия. Вращающаяся с огромной быстротой турбина
кажется неподвижной. Аура величайшего спокойствия есть аура великого напряжения, и
уявляется она в равновесии. Результаты даже обычной сдержанности скажутся уже через
несколько дней, и прежде всего, человек почувствует себя сильным. Что же даст через
несколько лет работа над теми качествами духа, которые представляют собою грани
равновесия и входят в него, как составляющие его элементы?! Слабость, бессилие и
безволие осуждены космически. Но огненная сила духа – как светоч во тьме. Ее рост
созвучен эволюции сущего и одобрен Космической Волей, ибо небесный огонь сужден
человеку от начала времен.
1960 г. Нояб. 9. Воля человека и есть то божественное начало, наличие, сила и степень
которого определяет его ступень на Лестнице Иерархии Света. Хотя воля обычного
человека и воля Создателя планеты различны по своей мощи, их сущность одна, и сущность
эта – огонь, накопленный и кристаллизованный в Чаше. Потенциал огненной воли –
беспредельность, то есть возможность его бесконечного развития и мощи. Из хаоса
космической ночи воля творит проявленные миры, и все, что существует во вселенной,
создано волей. К этому творчеству зовет нас Владыка. И на земле дух человека,
заключенный в смертную оболочку, учится творчеству жизни по ступеням. Все, что создано
рукою человека, представляет собою результат его творчества. Поле уявления его широко,
необъятно, но везде и всюду сопутствует ему воля, обычно развитие воли в человеке идет
самотеком. Но Мы в учениках на определенной ступени ученичества приступаем к
планомерному и систематическому развитию воли. Хорошо, если импульс к этому развитию
является самоисходящим, ибо тогда легче помочь и руководить. Ценим самодеятельность и
инициативу – их легче приложить к тому, что уже есть. Насилие над волей недопустимо, и
потому приветствуем самостоятельное решение приступить к воспитанию в себе и развитию
воли. Условие первое – это начинать с малого. Условие второе – не останавливаться ни
перед какими неудачами. Если сто неудач увенчаются только одной удачей – это уже победа,
и сотни неудачных попыток мгновенно, от одной и последней удачи, превращаются в
ступень успеха и восхождения духа. Поэтому отношение к неудачам надо изменить в корне
и считать, что при упорстве и несломимости решения волю развить – неудача есть
преддверие победы. Ведь как часто бывает, что первая неудача навсегда подрывает веру в
себя и пресекает восхождение духа. На пути к утверждению могущества духа не
останавливается человек ни перед какими трудностями и препятствиями. Удача и неудача
для него равноценны, ибо и то и другое служит ему. Вечен дух, и если в достижении цели
уявляется им постоянство и целеустремленность, то все временные и преходящие состояния
сознания значения самодовлеющего уже не имеют и не влияют на возможность конечного
успеха. Достижимо все, и нет ничего, чего бы не могла преодолеть воля человека, знающего
неисчерпаемость своего потенциала.
1960 г. Нояб. 10. Толстой Л. Н. велик тем, что в своих произведениях мастерски
отобразил жизнь, которую он видел и которая была ближе ему по времени. Точно так же
Рерих на полотнах своих запечатлел жизнь, как он ее понимал или видел. В картинах,
посвященных Востоку, отображена жизнь его народов, ее особенность, своеобразие, их
представления об окружающем мире, их устремления и надежды и даже философские
концепции. Душу народов Востока запечатлел Рерих на своих полотнах и жизнь, быть
может, не всегда понятную тем, кто не соприкасался с нею так близко, как соприкоснулся
художник, много путешествуя и долго живя на Востоке. Те, кто не имели представления об
изумительной игре красок Гималайских гор, даже упрекали его