1. ЗНАХАРСТВО И ЗНАХАРИ
Знахарство и колдовство у народа коми в настоящее время нашли свое почти исключительное применение в народной медицине, в порче и лечении. Все болезни по народным воззрениям делятся на <…> и <…> т. е. от бога и от людей. Естественные причины болезней мало признаются, на них часто не обращается внимания, если даже естественная связь и установлена. По отношению к различным эпидемиям, считающимся происходящими чаще всего от бога или причиняющимися анимистическими существами, отношение населения тоже более или менее пассивное. На Печоре в недавнее время даже существовал обычай во время свирепствования натуральной оспы искусственно заражать ею своих детей, очевидно, с той целью, чтобы урегулировать время болезни, при существовании убеждения, что рано или поздно дети все равно переболеют, раз уже появилась эпидемия.
Главное внимание обращается на болезни, причиняемые людьми. Для распознавания и лечения болезней обычно обращаются к знахарю, хотя от некоторых видов порчи умеет 'лечить' и каждая женщина.
Для знахарей у коми существуют разные названия, именно: <…>, <…> (<…>),<…>,<…>,<…>,<…>, наконец, просто лица, знающие те или иные магические приемы и средства; кроме того, коновалы, в силу своей профессии, считаются знахарями. В общем нужно сказать, что применение в жизненном обиходе тех или других магических средств не составляет обязательно секрета и привилегии знахарей и потому более низшие группы знахарей сливаются с обывателями. Тем не менее некоторые категории из упомянутых разновидностей знахарей выделяются из ряда других и играют определенную, очень значительную роль в жизни коми.
В настоящее время эта группа лиц формирует, направляет колдовское мировоззрение значительной части коми населения и своей идеологией препятствует развитию научного мышления.
Обычно считается, что знахари действуют бесовской силой. Но эта мысль прилагается не ко всем знахарям. Таковы только <…> (<…>,<…>),<…> (по Сысоле), а также некоторые '<…>' ('знающие'). Другие выдают себя исключительно за добрых и действующих божественной силой людей. Они, обычно, выступают в качестве лекарей, тунов (гадателей) и т. п. При этом все они по своему могуществу располагаются в известной иерархии. Такое различие в силе по более основным воззрениям вытекает уже не от источника их силы, а скорее от суммы колдовских знаний и колдовских средств, которыми обладает данное лицо.
В Верхне-Вычегодских селениях во время прошлой империалистической войны некоторые сосланные военнообязанные немцы прослыли за весьма сильных колдунов.
МОГУЩЕСТВО ЗНАХАРЕЙ
Значение знахарей в быте коми поддерживается верой в их могущество. Могущество это основано на знании колдовских приемов, благодаря которым знахари могут достигать результатов больших, чем достигает их обыкновенный человек, не знающий этих средств и приемов. Часть этих приемов направлена к тому, чтобы воздействовать на окружающий знахаря мир в смысле раскрытия недоступных для обычного человека явлений, чтобы осуществить как бы абсолютное знание, с тем, чтобы, зная все обстоятельства события или явления, целесообразно воздействовать на него.
Другая же часть приемов направлена к тому, чтобы самому колдуну принять такой вид и приобрести такие качества, которые могли бы лучше способствовать осуществлению поставленной им колдовской цели. Для этого прежде всего используется вера в возможность превращений.
Колдуны сообразно своим желаниям могут превращаться в самые разнообразные предметы. Наиболее предпочитаются ими, однако, животные формы. Из таких животных известны по рассказам: медведь, волк, черная собака, конь, поросенок, лягушка, курица, собака, голубь и др. Но могут превращаться колдуны и в простой неодушевленный предмет, например, в метлу (ros) и т. п.
Превращение при этом чаще бывает полное. Колдун, принявший форму того или иного животного или предмета, приобретает все физические особенности его, сохраняя, по-видимому, свою личность, свои человеческие психические способности. При несоблюдении в точности всех необходимых для этого приемов превращение может быть неполное.
В Конше по этому вопросу мне рассказали следующий случай: 'Одна невестка проследила, куда ее свекор часто подозрительно отлучался. Однажды она заметила следующее: свекор ее пошел в лесок, перекувырнулся через склонившийся к земле ствол березы и оказался медведем. Сноха сделала то же самое и последовала за ним, но при этом она по неловкости задела одной ногой березовый ствол. Из-за этого у нее одна нога осталась человеческой,