тогда как вся она превратилась в медведицу. Эта ошибка сделалась для них обоих роковой: у них потерялась возможность превратиться снова в людей и они принуждены были разделить участь настоящих медведей: осенью зашли в берлогу, а потом были убиты охотниками'.
Для превращения себя в волка, по мнению Вомынского, <…> (<…>) достаточно всадить в основание пня нож, а затем самому перекувырнуться через голову. При соблюдении указанных приемов такой результат получится у любого человека.
По мнению печерцев, превращение в медведя происходит таким образом: колдун сначала снимает с себя одежду, затем три раза перекувыркивается через голову против движения солнца, буквально - 'против шерсти солнца' (sondy-gon-pudzyd) и становится медведем. Для обратного превращения человека производится то же действие, только в обратном направлении, по солнцу, т. е. 'по шерсти солнца' (sondy-gon-nilyd). При этом, если кто-либо подберет одежду колдуна, снятую им при превращении в медведя, то колдун теряет возможность принять свой естественный вид.
'Колдуны могут превращаться и в лошадь. В с. Усть-Выми однажды молодежь увидела странную лошадь, которая не имела хвоста. На это обратили внимание ребята и стали ее мучить своими шалостями. После этого лошадь взмолилась человеческим голосом: оказалось, что это была колдунья, превратившаяся в лошадь'.
Какой смысл имеет превращение в то или другое животное? В одних случаях этим стараются проникнуть в те места, куда проникнуть человеку невозможно, и при этом остаться незамеченным, в других же случаях для того, чтобы усилить свои физические силы свойствами того или другого животного.
Хотя один крестьянин из с. Усть-Уса объяснил мне, что колдуны, превратившиеся в медведя, становятся 'вроде газа' (пара), как начнешь стрелять - они исчезают, пока произносишь слово, - они тем временем могут совершить большой круг, но такое воззрение принадлежит уже к более позднему времени.
Для 'порчи', например, коровы, необходимо достать колдуну клочок ее шерсти. С этой целью он превращается в ворону, незаметно для окружающих выщипывает шерсть намеченной коровы и, возвратившись домой, производит над этим клочком свои колдовские приемы, в результате которых порча, по колдовскому мировоззрению, переходит на саму корову.
Яков из Мыелдина пострадал от своих односельчан тем, что последние извели его корову. Не имея возможности естественным путем отомстить обидчикам, Яков вошел в д. Ваполку к одному колдуну с просьбой, чтобы тот превратил его в медведя, предполагая в этом состоянии растерзать всех коров у граждан своего поселения.
Обращенный в медведя человек подвергается большому риску быть убитым, как обычный медведь. Распространено большое количество преданий относительно увечий, полученных тем или другим колдуном, принявшим вид обычных предметов. Занесет хозяйку метлу, оказавшуюся в хлеву на необычном месте, сломает или обрубит ненамеренно концы ее веток - и на следующий день по селу обнаруживается, что та или другая женщина начинает ходить искалеченной, при этом получается совпадение мест поранения и испорченной части метлы.
'Крестьянка О. А. из д. Конша при доении своей коровы на пожнях постоянно замечала какую-то черную лягушку, которая каждый раз оказывалась сидящей под коровой в напряженной позе. О. А., рассердившись, избила лягушку, проткнув ей бока вицей. Одновременно у женщины из той же деревни (А. М.) заболели бока; на одном ее боку даже открылась рана'.
Колдуны не только сами могут превращаться в животных, но превращают и других часто с враждебными целями с тем, что превращенные теряют способность произвольно возвращаться в свой первоначальный вид. Чаще всего такие превращения, по преданиям, бывают во время свадеб. Целые свадебные поезда, если они восстановили против себя какого-нибудь колдуна и не приняли против него всех мер предосторожности, превращаются в волков. Поэтому, по преданию, охотники, снимая шкуру с пойманного волка, иногда встречают под его шкурой остатки красного человеческого кушака - следы одежды человека из свадебного поезда, превращенного в стаю волков.
Иногда колдуны превращают в волков даже своих детей. Так, один из них захотел потешиться над свадебным поездом своего сына, рассказывают в Лопидине: участники свадьбы, возвращаясь из-под венца, при захождении на сарай все оказались волками. Испугавшись встречавших их гостей, все волки разбежались в лес. Результаты шутки оказались неожиданными и для самого родителя, так как никто из превращенных не остался в его распоряжении и потому