лежит умилостивительная магия.
В жизни человека существовали моменты - основные ступени жизненного цикла (рождение, обрезание, свадьба смерть) - когда, как полагали, могущество демонов неизмеримо возрастало.
Так, роженица, новорожденный и нередко все, кто имел к ним отношение, считались особенно уязвимыми для злых духов, в первую очередь для Лилит. Чтобы обезопасить от них роженицу, вокруг нее очерчивали магический круг, под подушку ей клали нож или давали в руку ключ от синагоги (магия железа). При трудных родах к косяку комнаты, где лежала роженица, прикрепляли свиток Торы [Schauss 1976, с. II], иногда над ней совершали обряд каппарот. Во время родов широко пользовались амулетами, которые, по народным поверьям должны были охранить мать и дитя от злых духов, в особенности Лилит. Это были писаные или печатные (на бумаге, пергаменте, ткани) амулеты с текстами, содержащими формулу изгнания Лилит, а также имена ангелов, которые, согласно каббалистическому преданию, были некогда посланы Богом на Землю, чтобы ограничить власть Лилит [Папазян 1988, с. 88]. Многие писаные амулеты содержали историю о Лилит и Илие-пророке: согласно преданию, он встретил Лилит, летящую к роженице, 'чтобы умертвить ее, похитить ребенка, выпить кровь, высосать мозг из костей и пожрать его плоть'. Пророк изгнал Лилит и взял с нее обещание не вредить женщине и младенцу [Носенко 1997, с. 492]. Над кроватью роженицы, над окнами, дверью, отверстием печной трубы и другими отверстиями, через которые в дом, где находилась мать и младенец, могла проникнуть нечистая сила, вешали полоски бумаги с текстом 121-го псалма и охранительными формулами от нечистой силы. Такие амулеты и обереги носили в ряде сефардских общин названия sh'mirah [Trachtenberg 1961, с. 170; Patai 1983. с. 290]. В сефардских общинах роженицу также окуривали дымом трав, изгоняющих демонов [Trachtenberg 1961, с. 170; Patai 1983, с. 369]. Кроме Лилит, страшились других злых духов: так, у сефардов, особенно опасной для маленьких детей считалась Broshah (или, Вгоха). Иногда этим именем называли оборотней женского пола, превращавшихся по ночам в кошек; иногда так просто называли ведьм [Trachtenberg 1961, с. II). Для защиты от нее младенцу на руку вешали амулет (hamsikah) в виде ладони или с изображением меноры, повязывали на шею голубую или красную нитку; использовали также писаные амулеты. На двери комнаты, где он находился, рисовали ладонь, у входа вешали связку чеснока, запах которого, как уже говорилось, согласно поверью, отгонял нечистую силу. Над колыбелью младенца с той же целью вешали голубую бусину или кусочек коралла. Иногда под кровать, на которой спал ребенок, клали сладости в надежде, что злые духи займутся ими и не причинят вреда ребенку [Носенко 1997, с. 4921, Особую роль приписывали зеркалу: считалось, что Сатан и другие демоны скрываются в зеркале, которое висит в помещении, где находится роженица, поэтому его завешивали [Patai 1983, с. 402]. На ночь в доме, где находились мать и ребенок, закрывали все окна, чтобы уберечься от нечистой силы [Носенко 1997, с. 494].
В случае рождения мальчика злые духи, как считалось, становились очень опасными накануне обрезания, так как, согласно традиции, после совершения этого обряда младенец значительно меньше может опасаться их власти. Чтобы отвести опасность, в различных общинах применяли всевозможные амулеты и совершали магические обряды. В ашкеназских общинах в ночь накануне обрезания совершали вахнахт - 'ночное бдение' у постели матери и младенца, во время которого зажигали как можно больше свечей, родственники читали молитвы, а также устраивали особую трапезу (обряд известен с XI в.) [Schauss 1976, с. 32]. Иногда считают, что поверье об особой опасности этой ночи было заимствовано евреями у немцев (у которых соответственно наиболее опасной считалась ночь накануне крещения. Однако в сефардских общинах издавна совершали сходный обряд tahdid (назывемый также на ладино velen), первое описание которого относится к XII в. и который евреи Марокко, Египта, Палестины и др. совершали еще в начале XX в. Он также заключался в том, что в ночь накануне обрезания в доме, где находился младенец, читали молитвы и, кроме того, острым ножом наносили рубящие движения вдоль стен, чтобы защитить мать и дитя от злых сил, особенно от Сатана; в некоторых местах с этой же целью - напугать и обратить в бегство демонов - поднимали шум с помощью барабанов и громкого пения [Patai 1983, с. 289, 292]. У багдадских евреев особенно опасными считались шестая и восьмая ночи после