версий относительно происхождения разного рода демонических существ. Широкое распространение получило возникшее в талмудическую эпоху представление, согласно которому Яхве, завершив сотворение мира, на исходе первой недели создал демонов. Таким образом, они были изначально включены в Божественный план Творения. Но поскольку шестой день подходил к концу и наступал Шаббат (Суббота), Яхве должен был прервать работу, чтобы освятить Шаббат и пребывать этот день 'в покое'. В результате сотворение демонов не было окончено и потому у них нет тел и они состоят только из духовной субстанции (Abot. 5:6). Однако некоторые раввины, не соглашаясь с этой теорией, утверждали, что у демонов имелась телесная сущность [Trachtenberg 1961, с. 29]. Согласно последней точке зрения, демоны - нечто среднее между ангелами и людьми. У них нередко есть крылья, как у ангелов и они могут передвигаться по воздуху с огромной скоростью. Они также едят, пьют, производят потомство, как люди, иногда даже умирают. Демоны наделены даром провидения и владеют магическим искусством. Они обычно невидимы (хотя в определенных обстоятельствах их можно видеть) и не отбрасывают тени [Trachtenberg 1961, с. 31]. В еврейском фольклоре нашла отражение преимущественно вторая традиция. Описания демонических существ и их действий, как правило, очень конкретны. В более поздних фольклорных произведениях демоны все больше изображаются как люди, хотя и наделенные рядом необычных свойств. Особенно ярко это заметно в фольклоре многих восточных общин, в котором демоны нередко практически полностью 'очеловечены'. В ТаНаХе однако упоминания о демонах единичны. Таков mashkhit - 'губитель', дух, убивающий младенцев; для защиты от него жертвенной кровью смазывали дверные косяки и притолоку (Исх. 12:23). Этим же термином обозначаются и демоны - ангелы (посланцы) - губители моровой язвы (2 Сам. 24:16; 1 Хрон. 21:15). Злой дух, смущающий Саула (1 Сам. 16:14), тоже 'злой дух от Господа'. Таинственное существо, с которым борется Иаков, возможно, ночной дух, исчезающий, как это свойственно нечистой силе, на рассвете. Существовало несколько терминов для обозначения демонов. В ТаНаХе их обычно называют shedim (от аккадского shedu), ruhol (духи) или rahot rа 'ot (злые духи), lilin или lilot (ночные духи). В талмудическую эпоху их стали также обозначать mazzikim или mazzikin (от корня, который значит 'ущерб', 'урон').
Одновременно в ТаНаХе сохранились следы древнейших языческих верований, существовавших до утверждения монотеизма, а также довольно длительное время и после этого. Не исключено, что некогда злые духи были языческими божествами, заимствованными в том числе из ханаанского пантеона, и имели свои культы. По мере борьбы с язычеством иноземные божества трансформировались в добрых или чаще вредоносных духов, опасных для людей, и обычно обозначались термином shedim, им также приносили жертвы. Эта ранняя мифология вошла в апокрифическую литературу. Новый Завет, свитки Мертвого моря, а позднее - в Талмуд, мидраши и особенно в мистическую традицию, включая книгу Зогар [2].
В ТаНаХе упоминается Мавет (букв. 'смерть') - обозначение нижнего мира и его божества (Mot) у ханаанеев (Ис. 28: 15-18; Иер. 9:20; Гош. 13:14; Иов. 18:13). Решеф - у ханаанеев божество чумы, ставшее у древних евреев вредоносным духом, или просто обозначением чумы (Втор. 33:22 Аввак. 3:5; Пс. 78:48, и др.). Дэвер - также демоническое существо, воплощение моровой язвы и других болезней, вместе с Решефом сопровождает Яхве в битвах (Аввак. 3:5; Пс. 91:5-6).
Особую, дискуссионную тему представляет культ умерших в еврейской традиции. Она лишь косвенно связана с демонологией - учением о демонах, поэтому позволю себе остановиться на ней довольно коротко. Вера в духов умерших, по-видимому, никогда не была вытеснена учением о бессмертии души и переселении душ (gilgul). Для обозначения нетелесных субстанций, которые условно можно именовать 'душами', у евреев еще в библейскую эпоху существовало несколько терминов. Очевидно, это объясняется тем, что в древности у евреев, как и у многих других народов, существовала вера во множественность душ. Наиболее архаичными, вероятно, были представления о некоей жизненной силе (подобной полинезийской мана), исчезавшей после смерти человека и иногда служившей источником силы или, напротив, опасности для живых. Считалось, что она могла сосредоточиваться в разных частях человеческого тела - голове (отсюда проистекает распространенный у некоторых народов обычай 'охоты за головами'), правой руке (см .культ отрубленной