сверху, бросок на четыре сто-
роны'
Когда противник атакует прямым ударом в голову, tori отражает удар,
выводит противника из равновесия и применяет shiho-nage. 1-2. В migi-ai-
hanmi, когда uke нападает, нанося прямой удар в голову правой рукой, tori
отражает удар, захватывает запястье uke левой рукой и'раскрываясь' назад,
нарушает стойку uke. 3. Продолжая держать запястье uke (большой палец tori
лежит в ямке у основания большого пальца uke) tori правой рукой наносит
atemi (metsubushi) 4-5 Когда uke пытается блокировать удар левой рукой
tori захватывает запястье uke двумя руками, делает подшаг вперед левой но-
гой, расворачивает таз и маховым движением выносит руки вперед. 6. Делая
большой шаг вперед левой ногой, tori поднимает руки над головой, нарушает
стойку uke и сразу поворачивается на 180 , чтобы применить shiho-nage.
стр. 60 7. Hanmi-hantachi Ryote-mochi shiho-nage 'Один сидит, второй сто-
ит, захват за обе руки, бросок на четыре стороны'
Uke подходит спереди к сидящему tori, захватывает оба его запястья и
тянет. Tori встает на ноги, поднимает кисть uke над своей головой и выпол-
няет shiho-nage . 1. Tori в положении seiza. Uke, стоя в migi-hanmi, за-
хватывает спереди оба запястья tori и тянет. 2. Tori встает на левую ногу
и двигает ее вперед между ног uke$ не отрывая правое колено от земли, он
маховым движением поднимает руки uke на уровень груди, держа правое запя-
стье uke правой рукой. 3. Tori встает на ноги, вытягивая руки вверх перед
тем, как пронести их над головой. 4. Пронося руку uke над своей головой,
tori поворачивается по часовой стрелке на 180 и вращаясь на левой ноге,
делает большой шаг вперед (за спину uke) и бросает uke с помощью shiho-
nage. * Правая рука tori должна быть выпрямлена. * Чтобы вывести uke из
равновесия tori должен держать таз низко. * правая нога tori опирается на
пальцы. * Движение левой руки tori направлено прямо вперед. стр. 61 Техни-
ка айкидо В айкидо можно выделить suwari waza (и tori и uke сидят), hanmi-
hantachi waza (один сидит, второй стоит) и tachi wasa (оба партнера сто-
ят)$ эти группы приемов далее можно разделить на nage waza (бросковые
приемы) и osae wasa (приемы контроля).
Можно также разделить приемы на те, которые используют слабые (чувсти-
вительные) точки и на те, в которых преимущество достигается за счет ис-
пользования положения и движений противника. Примеры приемов первого типа
- это случаи нанесения atemi c целью вызвать шок и увеличить чувствитель-
ность противника. Примеры приемов второго типа - случаи использования силы
тянущего или толкающего движения противника.
Айкидо учит получать максимальный эффект при небольшом усилии. Никакие
вынужденные или требующие силового единоборства движения не могут быть от-
несены к айкидо.
В osae waza и, особенно, в nage waza для броска противника действи-
тельно не нужна сила, чтобы его поднять. Существенно, что бросок проводит-
ся за счет собственного движения 'по желанию' противника (если он будет
упираться, то это кончится травмой сустава)
Всегда должен ставится вопрос как лучше победить противника, но еще
более важно добиваться правильного рефлекторного выполнения собственных
движений. стр. 62-63 Ikkajo osae. '1ый способ контроля' Что такое Ikkajo
osae?
Ikkajo osae- это метод нарушения стойки противника и приведения его
под контроль за счет движения, центральная точка которого соответствует
локтевому суставу. Как и в shiho-nage, существуют многие варианты этого
движения - katate-mochi, ryote-mochi, hiji-mochi, mune-mochi, shomen
tsuki, и т.д., но состав базовых входят только рассматриваемые здесь
shomen-uchi и katate-mochi. * Важноо запомнить следующие моменты#
Применение этой техники основано на движениях, сходных с выполняемыми
при поднимании меча, рубке мечом, замахе копьем, а также 'входе в против-
ника' (irimi), и др. Для tori отработка этого приема - идеальный метод
развития способности к оценке дистанции между собой и противником (maai),
движения вперед по диагонали, движения таза, распределения потока энергии,
и др. элементов. Uke отработка приема дает возможность тренировать стра-
ховку при падении вперед, а также способствует укреплению его кистевых,
локтевых и плечевых суставов, что, в свою очередь, улучшает технику.
В suwari waza (при работе сидя) необходима правильная позиция tori и
uke. Перед началом движения они должны сидеть, сдвинув ступни и не выпрям-
ляя пальцы ног. Такая позиция обеспечивает короткие движения