обычно не используемые сухожилия и одновременно стимулирует нерв-
ные окончания.
Как и все приемы базовой техники, Nikajo может использоваться в бес-
счетном количестве случаев. Здесь описывается только техника используемая
при захватах противником - katate-mochi и kata-mochi. * Важно запомнить
следующие моменты#
Хотя Nikajo предусматривает захват кисти противника, его эффективность
не определяется только сильной хваткой. Скорее, техника основана на тех же
движениях, что и работа с мечом, в захвате работают в основном пальцы от
указательного до мизинца, используют обе руки, и tori держит запястье uke
так, как он держал бы меч, если бы хотел разрубить uke спереди.
При применении этой техники сила всего корпуса, а не только его верх-
ней части должна быть сконцентрирована на запястье uke. Nikajo не может
быть эффективным без правильного переноса веса и хорошей работы тазом.
стр. 76-77 1.Katate-mochi Nikajo osae(А) 'Хват за одну руку, 2ой способ
контроля' Эта техника включает болевой прием Nikajo на запястье uke$ tori
применяет его в случае, когда uke хватает tori за руку одной рукой и тя-
нет. 1. В левой ai-hanmi uke захватывает левой рукой правое запястье tori.
Tori отводит свою правую руку вправо (ладонью вниз), ставит правую ногу
вправо (suri-ashi) и наносит atemi (metsubushi) левой рукой. 2. Tori выво-
дит руку uke вверх до положения перед tori на одном уровне с его глазами
и, взяв запястье uke правой рукой, хватает с задней стороны его левую ру-
ку. 3. За счет резкого движения обеих рук в направлении влево от uke и пе-
реноса веса тела вперед tori фиксирует захват запястья uke. 4. Продвинув
еще дальше левую ногу, tori берет локоть uke правой рукой и, толкая его
вниз, поворачивает таз влево. 5. Tori делает шаг вперед правой ногой вдоль
линии, идущей от точки под рукой к плечу uke и, сохраняя фиксированный за-
хват руки uke, толкает его вперед. 6. Tori сохряняет контроль руки uke за
счет толчка в направлении к его плечу и, делая шаг по диагонали вперед-
влево, укладывает uke лицом вниз на ковер. 7. Tori опускается на правое
колено, полностью укладывая uke лицом вниз. 8. Tori ставит левую ногу око-
ло лица uke так, что его корпус оказывается под прямым углом к корпусу
uke. Он удерживает левую кисть uke в сгибе своего правого локтя, прижимая
свою правую руку к груди. За счет tegatana левой руки tori фиксирует левый
локоть uke. * Разворачиваясь к uke tori должен вести за собой левую ногу,
оставив ее согнутой и вращаясь на правом колене. Правая нога опирается на
пальцы. стр. 78-79 Katate-mochi Nikajo osae(А)
Эти фотографии представляют собой зеркальное изображение предыдущей
техники# в этом случае из migi-ai-hanmi, uke хватает tori правой рукой.
Но, для случаев нападения справа и слева необходимые для выполнения приема
движения в точности одинаковы.
Все приемы айкидо должны отрабатываться в обе стороны. * Ни один прием
айкидо на основан на движении по прямой линии$ тело и руки всегда должны
двигаться по дуге. Фактически, движения tori создают вокруг него как бы
втягивающий uke водоворот. стр. 80 2.Katate-mochi Nikajo osae(А-сидя)
'Хват за одну руку, 2ой способ контроля'
Это пример предыдущей техники для положения, когда оба партнера сидят.
1. Uke захватывает левой рукой правое запястье tori. Tori отводит свою
правую руку вправо, слегка отодвигает правое колено назад и вбок, одновре-
менно нанося atemi левой рукой. 2. Tori выводит свое левое колено по диа-
гонали вперед-налево и захватывает запястье uke правой рукой. Затем левой
рукой tori берет левую кисть uke в nikajo. 4. Tori берет левый локоть uke
правой рукой и, как при выполнении ikkajo, выносит вперед левое колено,
выводя uke из равновесия. * Tori постоянно опирается на пальцы ног. 5.
Резко выводя руку uke вперед, tori выдвигает правое колено в направлении к
правому плечу uke, затем, двигая вперед левое колено до положения полного
контроля uke. стр. 81-83. 3.Katate-mochi Nikajo osae(В) 'Хват за одну ру-
ку, 2ой способ контроля'
Когда uke захватывает одну руку и толкает, tori раскрывает корпус и
применяет nikajo. 1. Из hidari-gyaku-hanmi uke захватывает левой рукой
правое запястье tori и толкает. 2. Tori выпрямляет пальцы и, опуская руку
вправо, делает шаг вправо правой ногой и наносит левой рукой atemi
(metsubushi). 3. Заворачивая левую ногу назад, tori примерно на 45 раскры-
вает корпус влево и захватывает левое запястье uke правой рукой, выводя
его на уровень своих глаз$