Гозо Шиода

Динамическое айкидо

впечатление, что толчок направлен от таза к локтям с тем, чтобы

поднять их. Обе руки поднимаются до или чуть выше уровня лба и находятся

на одной линии с центром симетрии корпуса.

ATEMI: Эти удары наносятся в определенные чувствительные точки тела

кончиками пальцев, ребром ладони, коленями, пальцами ног, пятками , и т.д.

В этом тексте наиболее часто упоминается удар metsubushi ('выбивание

глаз'), который наносится косточкой у основания среднего пальца в точку,

расположенную точно между глазами.

'Фиксированный захват' и 'контроль' Выражение 'фиксированный захват'

применяется в этом контексте для обозначения момента, когда захват стано-

вится эффективным, т.е. начинается болевое действие. Словом 'контроль'

обозначается, как правило, последняя стадия движения, когда противник пол-

ностью обездвижен или хотя бы неспособен ни к каким эффективным движениям.

'Раскрытие' корпуса: это удобное обозначение для поворота на одной или

другой ноге с одновременным поворотом корпуса, т.е. наподобие открывания

двери.

'Смещение вверх': В прямом смысле означет момент естественного подня-

тия центра тяжести тела, например, при ходьбе. В переносном - смещение

центра тяжести тела противника вверх. Не имеет отношения к простому подни-

манию вверх.

История айкидо

После окончания войны, и особенно в последнее десятиление, популяр-

ность старинного японского боевого искусства айкидо не только быстро воз-

росла в его родной стране, но и распространилась заграницей, особенно в

Америке, Европе и юго-восточной Азии.

Исходно боевые искусства были просто методами защиты и нападения, ко-

торые использовали для эффективной самообороны в рукопашной схватке или в

схватке с палками. В случаях, когда человек маленького роста и относитель-

но слабый побеждал более крупного противника с помощью определенной техни-

ки, это могло быть основой нового направления. Так, в течение многих лет

учителя и практики этих искусств, часто в условиях риска для собственной

жизни разработали и развили те направления, которые сегодня достигли уров-

ня науки.

Под влиянием буддистских концепций боевые искусства превратились из

простого собрания приемов в философские 'пути'. Области их применения вы-

росли от простой цели убить врага до комплекса элементов, связанных с по-

вседневной жизнью. Иными словами, пути убийства заменились путями жизни.

После исчезновения класса самураев боевые 'искусства' стали боевыми

'путями' и им стали придавать важное знаение как способам повышения мо-

ральной устойчивости, необходимой для создания полноценного общества. Тем

не менее, в итоге боевые искусства остаются искусствами мужчин-бойцов -

самураев и даже когда основная цель победы над врагом потеряет значение

они должны будут прекратить свое существование. Соответственно, они не

должны становится чисто интеллектуальными упражнениями, не следует умень-

шать значение основного 'положения' budo и 'пути развития техники' не

должны исключаться как форма духовных и физических упражнений.

До сих пор еще нет достаточно полной информации об истории айкидо, но

хотя, без сомнения, появятся новые данные, материал изложенный ниже доста-

точно полно отражает состояние знаний на данный момент.

Современное айкидо основано на daito aikijutsu, которое стр. 12 как

считают, основал принц Тейджин, шестой сын императора Сева (850-880 г.)

Через сына принца Тсунемото оно было передано последующим поколениям семьи

Минамото. Время, когда оно дошло до Шинра Сабуро Йошимитсу, младшего брата

Йошие Минамото, можно считать периодом закладки основ современного айкидо.

Йошимитсу явно был исключительно тренированным и знающим человеком. Гово-

рят, что он придумал большинство своих приемов, наблюдая как паук ловко

ловит большое насекомое тонкой сетью. Сохранились упоминания, что Йошимит-

су изучал анатомию, вскрывая тела убитых на войне и преступников. Название

его дома 'Daito Mansion' дало название его системе aikijutsu.

Второй сын Йошимитсу, Йошикийо, жил в Такеда (провинция Кай), и полу-

чилось так, что он стал известен под этим именем. В дальнейшем техника пе-

редавалась от поколения к поколению как тайное искусство дома Такеда и

изучать ее могли только члены семьи и родственники, В 1574 г. Такеда Ки-

нутсугу переехал в Аизу, и техника. перешедшая к его последователям, стала

известна как техника Aizu-todome.

Затем это искусство практиковалось исключительно самураями и сохраня-

лось в семье до выхода Японии из состояния феодальной раздробленности