и контролирует. 1. Из
hidari-ai-hanmi uke хватает запястья tori. Tori сразу отводит назад левую
ногу и соединяет руки вместе, ладонь к ладони. 2. Tori поворачивает свою
левую руку ладонью вверх, одновременно захватывая снизу левое запястье
uke. 3. С движением поперек направления большого пальца uke,
toriосвобождает левую руку, поворачивает кисть uke в наружную (по отноше-
нию к uke) сторону, т.е. от себя, и надавливает tegatana левой руки на
тыльную сторону кисти uke. 4. Сильно надавив на кисть uke, tori делает
большой шаг вперед правой ногой впереди uke. 5. В этом положении tori еще
сильнее закручивает кисть uke, бросая его. * При скручивании кисти uke
держащая запястье правая рука и tegatana свободной левой руки должны дви-
гаться синхронно. 6. Как только uke падает, tori, сохраняя хват запястья
uke, двигается в левую сторону, перехватывает запястье uke левой рукой и
берет правой рукой локоть uke. Фиксируя захват локтя, он поворачивает uke
лицом вниз. 7. Tori переводит uke в положение полного контроля, сильно
вдавливая руку uke в его плечо. стр. 130-131 2. Shomen-tsuki Kote gaeshi
'Прямой удар кулаком$ скручивание кисти наружу'
Uke атакует, собираясь ударить спереди, Раскрываясь на 90 влево, tori
отводит удар, захватывает запястья uke и побеждает его, применяя Kote-
gaeshi. 1. Из hidari-gyaku-hanmi uke пытается ударить tori правым кулаком
в живот. Вращаясь на левой ноге, tori отводит правую ногу назад под углом
90 и за счет tegatana левой руки усиливает движение руки uke вперед. 2.
Перенося свой вес с левой ноги на правую, tori разворачивает верхнюю часть
корпуса по часовой стрелке на 180 , отводя кисть uke направо от себя. 3.
Как только равновесие uke нарушается, tori разворачивается обратно (на 180
против часовой стрелки), применяет kote-gaeshi и, раскрываясь шагом правой
ногой вправо, наносит atemi. 4. Tori делает шаг вперед правой ногой и бро-
сает uke, усиливая давление на его запястье. 5. Положив uke лицом вниз,
tori контролирует его, сгибая точно вниз кисть и локоть. * Движение сходно
с выполняемым в ryote-mochi kote-gaeshi, за исключением того, что кисть
сгибается вперед. стр. 132 Раздел 4. Практическое применение В предыдущих
разделах рассматривались наиболее часто используемые базовые приемы айки-
до. Их изучают в виде форм, и это дает уверенность, что после повторных
тренировок все важные элементы движений будут выполняться рефлекторно.
Как только эта стадия будет достигнута - не раньше - использование
приемов в различных положениях и ситуациях станет не только возможной, но
и естественной реакцией. Поэтому, бесполезно рекомендовать определенный
способ защиты, например, при нападении человека с ножом. Вряд ли даже экс-
перт сможет сказать что бы он сделал в определенной ситуации$ его реакция
будет инстинктивной, а выполнение приемов - автоматическим. Однако, каким
бы бесполезным не считал ученик повторение того, что часто выглядит просто
отдельными движениями, он должен помнить, что это единственный способ дос-
тичь уровня подготовки, который когда-нибудь может спасти ему жизнь (на
фото справа прием kokyu-nage)
стр. 134 1. Ikkajo osae 'Первый способ контроля'
Здесь расматривается пример, когда может быть использован прием ikkajo
(стр. 62). Tori хватает руку uke сразу, как только чувствует, что у него
из кармана вытаскивают бумажник. Очевидно, он не может знать, какой прием
собирается использовать, пока не почувствует тип захвата руки uke. В дан-
ном случае подготовка подсказывает ему, что положение наиболее естественно
для выполнения ikkajo.
Tori поворачивается лицом к противнику и оказывается в знакомом поло-
жении (фото 2, kata-mochi ikkajo osae (a), стр. 68) стр. 135
В рассматриваемой ситуации места недостаточно, чтобы положить uke на
землю, но это и не нужно. Как только равновесие uke нарушено за счет толч-
ка левого локтя в направлении к голове, tori может сильно ударить его о
стену.
Заметьте, что большой палец tori находится под локтем uke (4a) и сила
движения направлена от таза tori (5). стр. 136 2. Kote-gaeshi 'скручивание
кисти наружу'
Возьмем ту же ситуацию, что и в предыдущем случае, только на этот раз
представим себе, что uke использует правую руку, чтобы вытащить кошелек-
возможно, с целью быстро скрыться в направлении направо от камеры.
Опять tori инститнктивно хватает руку uke но в этом случае рука tori
естественным образом попадает в идеальное положение для выполнения кote-
gaeshi (стр. 128).