начале периода Мейджи в 1868 г. В это время бывший главой семьи Сокаку Та-
кеда Сенсей начал учить этому искусству за пределами владений Такеда. Он
путешествовал по всей Японии и , наконец, остановился на острове Хоккайдо.
Его сын, Токимуне Такеда Сенсей открыл школу Daitokan dojo в Абашири на
острове Хоккайдо и продолжает дальше развивать айкидо в качестве основопо-
ложника школы Daito.
Самым выдающимся учеником Сокаку Такеда был Морихей Уешиба. Уешиба
Сенсей, человек редких способностей, который добавил к школе Daito основ-
ные элементы других древних боевых искусств и свои собственные приемы,
считается основателем современного айкидо. Многие годы Уешиба Сенсей учил
и руководил школой в Вакаматсу-чо в Токио.
В возрасте около 80 лет он сохранял активность. Школа Уешиба Aikido
Honbu сейчас работает под руководством его сына Киссхомару Уешиба, который
с большим успехом посвятил себя распространению айкидо в Японии и за ее
пределами.
Способный ученик Уешиба Сенсея, Лутджи Томики из университета Васеда,
очень активен как тренер и занимается в основном развитием спортивного ай-
кидо.
Одним из самых выдающихся учеников Уешиба был Гозо Шиода (9ый дан) ав-
тор этой книги и директор школы Aikido Yoshinkan, который внес большой
вклад у увеличение популярности айкидо после войны. Шиода поступил в школу
Уешиба Сенсея в возрасте 18 лет и жил там 8 лет, еще учеником показывая
четкую красивую технику и исключительную энергию, которой он известен сей-
час. Как Сокаку Такеда и Морихей Уешиба, Шиода Сенсей небольшого роста и
весит всего около 50 кг. Тот факт, что несмотря на это он стал очень зна-
менитым, подтверждает на мой взгляд, рациональность и эффективность айки-
до.
Огромный интерес к айкидо после войны, вероятно, зародился в 1954 г.,
когда в рамках деятельности общества долгожителей было огранизовано пред-
ставление японских боевых искусств в Токио. Принявший участие в показа-
тельных выступлениях Шиода Сенсей привлек большое внимание, и его выступ-
ление было высоко оценено.С этого времени популярность айкидо росла на-
столько быстро, что в течение года группой финансистов был организован
учебный центр Aikido Yoshinkan (прзидент шоширо Кудо), в число учителей
которого вошел Шиода Сенсей.
Если учесть, что до войны айкидо занимались лишь отдельные люди и спе-
циальные группы арми и флота, распространение и популярность этого искус-
ства в настоящее время удивительны. Однако, для столь быстрого развития
требуются квалифицированные учителя, и дальнейшее развитие айкидо будет
определяться возможностями подготовки тренеров, способных поддержать высо-
кие стандарты этого искусства.
В заключение, я приношу извинения и благодарность всем учителям, имена
которых здесь не упомянуты.
Хироши Такеучи
Раздел 1
Природа айкидо
Как и все боевые искусства, айкидо обязано своим развитием бессчетному
количеству учителей и практиков, которые за прошедшие 800 лет разработали
и отшлифовали приемы, иногда с риском для собственной жизни. Принципы, на
которых основаны эти приемы, в настоящее время сформулированы на научном
уровне. Один из характерных принципов айкидо - круговое движение (marui).
Если нападение ведется вдоль прямой линии, то при 'встрече' с перемещением
по дуге оно может быть заданным образом направлено и остановлено. После
овладения техникой кругового перемещения можно встретить нападение любой
силы с любой стороны. Более того, в ежедневно встречающихся ситуациях мо-
жет использоваться принцип встречи с круговым движением. Успешное овладе-
ние приемом возмодно только при спокойствии и отработке пути достижения
состояния гармонии с противником. Реальную силу дает быстрое, но гибкое
мышление в сочетании с хорошо тренированным телом (на фото показан бросок
Kokyu nage) стр. 16
Гармония айкидо и мышление
Основная аксиома айкидо состоит в том, что физически слабый может по-
бедить сильного за счет изучения техники. Однако, айкидо это более чем
просто физическая подготовка. Для координации с учетом движения и силы
противника ум, как и тело, должен быть гибким.Другими словами, для выгод-
ного использования движений противника нужна тонкость и гибкость ума. Если
смотреть глубже, это означает, что aikidoka должен понимать своего против-
ника и разделять его чувства, поэтому конечная цель состоит не в том, что-
бы нанести повреждение противнику, а в стремлении к состоянию гармонии с
ним.
Соревнование, которое ведет к развитию мании величия