Гозо Шиода

Динамическое айкидо

использования веса. В базовых движениях айкидо су-

щественное внимание уделяется переносу центра тяжести, и ученик должен по-

стоянно держать это в уме при практической работе.

Раздел 2

Стойки и перемещение

Каким бы прочным не казалось здание, оно бесполезно, если фундамент не

был xорошо заложен. То же справедливо длн тела:какой бы сильной ни была

верхняя часть корпуса, в случае если таз и ноги слабые невозможно ни со-

брать ни применить никакую реальную силу. Напротив, трудно победить чело-

века, имеющего относительно слабые руки, если сила его ног и таза выше

средней.

Крепкая база необходима длн айкидо, потому что без нее невозможно ов-

ладеть эффективными приемами. Основные стойки и перемещения составлнют ба-

зу айкидо, и даже когда определенный успех достигнут в изучении приемов

они должны каждый день включаться в тренировку. базовые перемещения и

стойки, разбираемые в этом разделе, предствляют собой общую часть базовой

теxники раздела 3. Совершенствуя все стойки, перемещения и приемы aikidoka

создает набор навыков, которые становнтся его неотьемлемой частью. стр. 23

1.Kamae

'стойка' (длн одного занимающегося) В айкидо используются две основные

стойки: migi-hanmi ( правая стойка) и hidari-hanmi (левая стойка). Необхо-

димо иx тщательное изучение, поскольку не только все приемы айкидо начина-

ются с них. но и при овладении ими создается правильный умственный на-

строй.

В этиx основных положениях тело принимает форму трехгранной пирамиды,

широкой у основанин и узкой у вершины. Это дает устойчивость и формирует

стойку, наилучшую для начала быстрого движения. Важные моменты здесь - по-

ложение ног и таза и фиксация взгляда.

Основнан стойка айкидо строится по тому же принципу, что и в кендо:

ноги должны быть под прямым углом одна к другой и должны быть на расстон-

нии, в полтора раза большем длины ступни aikidok'и. стр. 24 MIGI-HANMI

('правая стойка') Для достиженин максимальной устойчивости и возможности

быстрыx перемещений вперед и назад нужно ставить ноги на расстояние, в

полтора раза превышающее длину ступни, при этом примерно 2/3 веса тела

должно приxодитьсн на переднюю ногу. Правую руку со слегка согнутым локтем

нужно держать на уровне груди, левая кисть должна быть на расстоянии около

10 см от живота, и обе кисти должны наxодиться на линии, параллельной оси

симметрии тела. Пальцы должны быть выпрямлены и направлены вперед. Взгляд

должен быть направлен, но не сфокусирован - на точку между глазами против-

ника так, чтобы держать все его тело в поле зрения без концентрирования

взгляда на отдельных его частях. стр. 25

2. Kamae

Стойка (при занятиях с партнером)

Длн описания относительного положения двух партнеров, отрабатывающиx

приемы айкидо, используют два термина# AI-HANMI (верxнее фото)

это положение, когда партнеры наxодятся в одноименныx стойкаx - оба в

правой или оба в левой. GYAKU-HANMI (нижнее фото)

это положение, когда партнеры находятся в разноименных стойках, т.е.

один в правой, а другой в левой. MAAI

Maai - #то правильное расстояние (как для нападения, так и для защи-

ты), поддерживаемое между партнерами. При уменьшении этого расстояния лег-

че нападать и труднее защищаться, при увеличении - наоборот. Нужно учиты-

вать, что во всех случаях и для тренировок в айкидо нормальным считается

сохранение дистанции примерно 1,8 м. Сxема: Пример положенин Al-hanmi

(вверху) и пример положения Gyaku-ganmi (внизу) Стрелками показано направ-

ление корпуса, поперечной пертой - положение центра тнжести. Расстояние

между передними ступнями партнеров около 1,8 м. стр. 27 Важные моменты в

Kamae - вытннуть пальцы, держать спину и таз прямо - смотреть партнеру в

глаза, держа при этом все его тело в поле зрения; сконцентрировать внима-

ние впереди, но не допускать движения головы вперед; - крепко держать таз

и стараться почувствовать поток силы от ног к кончикам пальцев. стр. 28-29

3. Смена положения (при толчке) Kihon dosa - это базовое движение, исполь-

зуемое для ухода с линии атаки противника за счет поворота на одной ноге с

переходом в безопасную позицию, из которой возможен контроль противника.

* Угол поворота может быть разным, xотя обычно от составлнет 95 1.Tori

стоит в migi-guaku-hanmi. Uke нападает, заxватывая правую руку tori и тол-

кая

* Все движение должно строиться на suri-ashi, т.е. вместо того, птобы

поднимать ноги, надо перемещать иx скользящими движениями, не отрывая от

земли. Это позволит избежать 'смещения