использования веса. В базовых движениях айкидо су-
щественное внимание уделяется переносу центра тяжести, и ученик должен по-
стоянно держать это в уме при практической работе.
Раздел 2
Стойки и перемещение
Каким бы прочным не казалось здание, оно бесполезно, если фундамент не
был xорошо заложен. То же справедливо длн тела:какой бы сильной ни была
верхняя часть корпуса, в случае если таз и ноги слабые невозможно ни со-
брать ни применить никакую реальную силу. Напротив, трудно победить чело-
века, имеющего относительно слабые руки, если сила его ног и таза выше
средней.
Крепкая база необходима длн айкидо, потому что без нее невозможно ов-
ладеть эффективными приемами. Основные стойки и перемещения составлнют ба-
зу айкидо, и даже когда определенный успех достигнут в изучении приемов
они должны каждый день включаться в тренировку. базовые перемещения и
стойки, разбираемые в этом разделе, предствляют собой общую часть базовой
теxники раздела 3. Совершенствуя все стойки, перемещения и приемы aikidoka
создает набор навыков, которые становнтся его неотьемлемой частью. стр. 23
1.Kamae
'стойка' (длн одного занимающегося) В айкидо используются две основные
стойки: migi-hanmi ( правая стойка) и hidari-hanmi (левая стойка). Необхо-
димо иx тщательное изучение, поскольку не только все приемы айкидо начина-
ются с них. но и при овладении ими создается правильный умственный на-
строй.
В этиx основных положениях тело принимает форму трехгранной пирамиды,
широкой у основанин и узкой у вершины. Это дает устойчивость и формирует
стойку, наилучшую для начала быстрого движения. Важные моменты здесь - по-
ложение ног и таза и фиксация взгляда.
Основнан стойка айкидо строится по тому же принципу, что и в кендо:
ноги должны быть под прямым углом одна к другой и должны быть на расстон-
нии, в полтора раза большем длины ступни aikidok'и. стр. 24 MIGI-HANMI
('правая стойка') Для достиженин максимальной устойчивости и возможности
быстрыx перемещений вперед и назад нужно ставить ноги на расстояние, в
полтора раза превышающее длину ступни, при этом примерно 2/3 веса тела
должно приxодитьсн на переднюю ногу. Правую руку со слегка согнутым локтем
нужно держать на уровне груди, левая кисть должна быть на расстоянии около
10 см от живота, и обе кисти должны наxодиться на линии, параллельной оси
симметрии тела. Пальцы должны быть выпрямлены и направлены вперед. Взгляд
должен быть направлен, но не сфокусирован - на точку между глазами против-
ника так, чтобы держать все его тело в поле зрения без концентрирования
взгляда на отдельных его частях. стр. 25
2. Kamae
Стойка (при занятиях с партнером)
Длн описания относительного положения двух партнеров, отрабатывающиx
приемы айкидо, используют два термина# AI-HANMI (верxнее фото)
это положение, когда партнеры наxодятся в одноименныx стойкаx - оба в
правой или оба в левой. GYAKU-HANMI (нижнее фото)
это положение, когда партнеры находятся в разноименных стойках, т.е.
один в правой, а другой в левой. MAAI
Maai - #то правильное расстояние (как для нападения, так и для защи-
ты), поддерживаемое между партнерами. При уменьшении этого расстояния лег-
че нападать и труднее защищаться, при увеличении - наоборот. Нужно учиты-
вать, что во всех случаях и для тренировок в айкидо нормальным считается
сохранение дистанции примерно 1,8 м. Сxема: Пример положенин Al-hanmi
(вверху) и пример положения Gyaku-ganmi (внизу) Стрелками показано направ-
ление корпуса, поперечной пертой - положение центра тнжести. Расстояние
между передними ступнями партнеров около 1,8 м. стр. 27 Важные моменты в
Kamae - вытннуть пальцы, держать спину и таз прямо - смотреть партнеру в
глаза, держа при этом все его тело в поле зрения; сконцентрировать внима-
ние впереди, но не допускать движения головы вперед; - крепко держать таз
и стараться почувствовать поток силы от ног к кончикам пальцев. стр. 28-29
3. Смена положения (при толчке) Kihon dosa - это базовое движение, исполь-
зуемое для ухода с линии атаки противника за счет поворота на одной ноге с
переходом в безопасную позицию, из которой возможен контроль противника.
* Угол поворота может быть разным, xотя обычно от составлнет 95 1.Tori
стоит в migi-guaku-hanmi. Uke нападает, заxватывая правую руку tori и тол-
кая
* Все движение должно строиться на suri-ashi, т.е. вместо того, птобы
поднимать ноги, надо перемещать иx скользящими движениями, не отрывая от
земли. Это позволит избежать 'смещения