духа и терпения,
поэтому и звалось «алмазным созерцанием». /Шаолиньсы юй
Шаолиньцюань (Шаолиньский монастырь и Шаолиньский кулак), с. 40-41/.
Монахи, практикующие это направление ушу, немало уделяли внимания
специальным методам психопрактики. Упражнения начинались с пяти форм
медитации (Будда, дракон, журавль, тигр, орел), во время которой
повторялись особые звуки - толони (санскр. дхарани), вводящие сознание
медитирующего в резонанс со вселенной. Затем следовали семь
медитативных форм (журавль, дракон, лев, тигр, леопард, змея, черепаха),
приписываемые Бото, а завершались тренировки несколькими
гимнастическими и дыхательными упражнениями из комплекса в пятьсот
форм для «очищения мысли». В более позднее время эта шаолиньская
школа оказала влияние на формирование «кулака змеи» (шэцюань), у
истоков которого стоял чаньский учитель, последователь «алмазного
созерцания» Цзину.
Итак, эта история доносит до нас отголоски какого-то давнего спора об
истинности шаолиньской традиции, о чистоте и искажениях чаньской
школы. Как мы еще увидим, это был далеко не единственный спор, в
который были вовлечены шаолиньские последователи на пути развития
боевых искусств.
Цзюэюань и его собратья
Х-ХП века - страницы шаолиньской истории этого времени почти
полностью размыты временем. Где-то промелькнет сообщение о том, как
грозный монах разогнал десятки бандитов, защищая простолюдинов или о
том, как Шаолиньсы горел несчетное количество раз.
Даже в просвещенную Сунскую эпоху, в период расцвета придворных
боевых искусств, шаолиньское ушу то ли полностью приходит в упадок, то
ли до этого времени еще даже не складывается как сравнительно целостная
система. Не трудно заметить, что все рассказы о Бодхидхарме, 13 монахах-
спасителях императора Ли Шиминя, 18 мастерах, преподающих ушу в
стенах монастыря, больше напоминают легенды, да и встречаются эти
истории в тех источниках, которые отстоят от описываемых событий на
несколько сотен лет. Разумеется, в основном они дописывались позже, дабы
придать особый колорит, какую-то «патину древности» боевой обители в ту
эпоху, когда она действительно становится местным центром ушу. Все
хроники Шаолиньсы сходятся на том, что в начале ХШ века Шаолиньсы
приходит в упадок, за которым последовало возрождение утраченной
системы монашеских боевых искусств, хотя, как я уже заметил, может быть,
до той поры не было вообще. Основной источник по истории монастыря
'Хроники Шаолиньсы' (Шаолиньсы чжи'), на основе которых здесь и
излагается большая часть материала, почти молчат об этом периоде.
'Молчание века» было нарушено совсем молодым человеком Цзюэюанем,
ставшим настоящей легендой Шаолиня наряду с самим Бодхидхармой. Уже
позже про него были сочинены стихи, устные рассказы, а в наше время даже
сняты фильмы.
...Наполовину выгоревшие постройки, груды мусора перед некогда
роскошными воротами и почти полностью скрывшиеся под слоем пыли
настенные росписи - именно в таком виде застал Шаолиньский монастырь
юноша, пришедший сюда в 1224-1232 гг. и принявший монашеское имя
Цзюэюань - «Прозревающий далекое». Он ушел из родных мест, из области
Яньчжоу, лишь с одной целью - постичь тайны боевых искусств
шаолиньских монахов. В течение нескольких лет он тренировался у лучшего
инструктора монастыря по ушу могучего Хунвэня, который преподавал
сразу четыре монастырских дисциплины: буддийское учение, медицинские
знания, боевые искусства и гражданские дисциплины. Отличался он
неимоверной силой, напримре, он становился, широко расставив ноги, и
немного присев, клал себе на голову каменную плиту весом под 50 кг, а на
каждое колено ставил еще по человеку и стоял таким образом, пока не
сгорит наполовину огромная курительная свеча в рост человека. Хроника
уважительно отмечала, что при этом «изо рта даже тяжелого дыхания не
вырывалось, лицо не меняло свой цвет, а стоял он незыблемо, словно гора
Тайшань». /Дэцянь. Шаолинь усэн чжи (Жизнеописания монахов-бойцов
Шаолиньского монастыря), с. 30./
Вот к такому удивительному человеку и попадает молодой Цзюэюань. У
него он изучает комплекс «18 рук архатов», постигает основы буддийской
медитации. И все же Цзюэюань считает, что шаолиньская система ушу
остается слабее многих армейских методов ушу. К тому же, как ему
казалось, многое из шаолиньского знания оказалось утраченным из-за того,
что в резуьтате пожаров и разрушений часть монахов-бойцов покинула
обитель и расселилась в других местах.