Шаолиня». Здесь же -
огромный кинозал с круговой панорамой, где любой турист может
посмотреть небольшой ролик об истории и боевых искусствах Шаолиня.
Неподалеку располагается широко разрекламированный «Дворец ушу», где
за небольшую плату в кратчайший срок можно узнать все «секреты» боевых
искусств. В нескольких учебных заведениях при Шаолине сегодня
обучаются более двух тысяч последователей шаолиньской школы - в
основном молодежь.
Столица провинции Хэнань - древний город Чжэньчжоу в прямом смысле
живет за счет Шаолиньского монастыря, расположенного в сотне
километров от города. Уже на железнодорожном вокзале любой турист без
труда различит в китайском многоголосье слово «Шаолиньсы» - это значит
владельцы частных автобусов зазывают туристов посетить знаменитый
монастырь. Машины едут до этого места от Чжэньчжоу около двух часов,
везя посетителей по поразительным в своей красоте горам Суншань, а затем
оставляют их в километре от монастыря недалеко от огромного черного
памятника, изображающего монаха-бойца, сложившего руки перед грудью в
традиционном шаолиньском приветствии. Дальше надо идти пешком,
следуя мимо сотен тренирующихся ушуистов из местных училищ и
торговцев-лоточников. Зеленая аллея наконец приводит к резным воротам с
тремя знаменитыми иероглифами «Шаолиньсы», написанными справа
налево. За этими воротами начинается живая легенда, здесь -колыбель и
сердце ушу, стены, дышащие историями о непобедимых монахах-бойцах,
многочисленными стелы с вырезанными на них иероглифическими
надписями известных бойцов, императоров и даже современных
руководителей ассоциаций шаолиньского искусства в других странах мира.
И здесь же - начало удивительной и величайшей мистификации, мимо
которой не прошел, наверное, ни один поклонник боевых искусств и
которая до сих пор волнует последователей ушу во всем мире.
Итак, пролистаем страницы шаолиньской эпопеи... 'Все боевые искусства
Поднебесной вышли из Шаолиньского монастыря', - утверждает известная
китайская поговорка. Практически все книги по ушу, будь то китайские или
европейские, начинают свой рассказ именно с этой монашеской обители,
встающей перед нами в ореоле мистических легенд, тайн, туманных
полунамеков. Здесь есть и рассказ о знаменитом индийском миссионере
Бодхидхарме, просидевшем в безмолвном созерцании стены девять лет и
создавший всю шаолиньскую школу ушу, и легенда о подземном лабиринте
с восемнадцатью бронзовыми бойцами-манекенами, неожиданно
наносившими удары по монахам, сдающим 'выпускной' экзамен по ушу.
Существует история, что именно шаолиньские монахи научили своему
боевому искусству сотни других людей - мирян, которые понесли это
удивительное знание по всему Китаю.
Сколько еще удивительных историй рассказывают о Шаолиньском
монастыре! Это не только колыбель ушу, но прежде всего место
возникновения одного из крупнейших эзотерических школ буддизма - чань-
буддизма. Здесь же жили не только мастера ушу, но и практически все
крупнейшие чаньские патриархи.
Не найдется, наверное, ни одного стиля, который не связывал бы так или
иначе свое возникновение с Шаолиньским монастырем, ибо это прибавляет
ему явно обозначенный «истинности». Шаолиньский монастырь стал
стяжением всех легенд о некем идеальном монашеском ските.
Действительно, долгое время монастыри были своего рода оптимальным
местом для занятий боевыми искусствами - сравнительно стабильный
контингент монахов, которые могли совершенствоваться на протяжении
десятков лет, строгая дисциплина, продуманный рацион питания и
распорядок дня. Монастырь формировал и определенный духовный климат,
где передача высшего знания шла бессловесно, лишь благодаря
присутствию патриархов.
Тем не менее особого «монастырского» ушу, отличного от народного или
армейского боевого искусства, не возникло. Более того, занятия боевыми
искусствами в монастырях были скорее редким исключением, чем
правилом. По преданиям, своим боевым мастерством прославились лишь
немногие монашеские обители - Северный и Южный Шаолиньский
монастыри, расположенные соответственно в провинциях Хэнань и
Фуцзянь, монастырь Кэпусы в Сычуани, Тунфусы ('Всеобщего счастья') в
Фуцзяни, Наньшаньсы ('Южные горы') в провинции Шаньси, Цыэньсы
('Благой добродетели') в Гуандуне, Тяньчжоусы в Пекине. При этом вопрос
о занятиях ушу в некоторых из них, в частности, в Южном Шаолиньсы, что
в провинции Фуцзянь, до сих пор остается нерешенным. И поэтому
Северный Шаолиньсы остается,