А.А. Маслов

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

ритуалов и замены их лишь

«взиранием внутрь себя'. И вот Дамо удаляется от двора императора Лян,

направляясь в соседнее государство Вэй. Одна из историй рассказывает, что

уже в это время Дамо начал показывать чудесное искусство «уменьшение

веса тела», вошедшее позже в арсенал подготовки монахов-бойцов. Дамо

якобы переправился через реку Янцзы, усевшись верхом на тростниковый

шест! Попутно заметим, что по одной из версий, буддийский патриарх

прибыл в Китай из Индии, переправившись через море в соломенной

сандалии. Не случайно многие шаолиньские изображения Дамо показывают

его, держащим сандалию в одной руке.

В городе Лояне, столице государства Вэй, его восхищение вызвала пагода

монастыря Юннинсы ('Вечного покоя'), и патриарх даже сподобился

сочинить короткий стих: «Сколь прекрасно, стоя рядом с ней (пагодой -

А.М.) и молитвенно сложив руки, встречать день!».

Но и это живописное место покинул Дамо. После долгих странствий он

приходит в небольшой монастырь Шаолинь на горе Суншань, издревле

считавшийся местом магическим, где можно было встретить духов и даже

святых небожителей. Монахи, как гласит легенда, истощали себя долгим

чтением сутр, механически заучивая их, уходя тем самым все дальше и

дальше от истинного просветления. Прозрение собственной природы в ее

изначальной чистоте омрачалось начетничеством, тонкое размышление -

слепой верой в чужие слова, а не в веления собственного сердца. Дамо

объявил, что цель буддизма - «прозреть сердце Будды», то есть реализовать

Будду внутри себя. Таким образом, каждый в потенции является Буддой,

нужно лишь пробудить его в себе. Стать Буддой можно было «здесь и

сейчас» в акте непосредственного и интуитивного восприятия Истины,

свободно и полно входящей в незамутненный разум человека. Истина

передается без всяких «посредников» - слов, письменных знаков и

наставлений, подобно светильнику, переходящему от учителя к ученику.

Монахи, так же как и правители, не поняли наставления Бодхидхармы, и тот

удалился в горную пещеру, расположенную недалеко от монастыря, где,

обратившись лицом к стене, провел в позе сидячей медитации (цзочань)

почти девять лет, а по некоторым хроникам - и все десять. Патриарх

погрузился в состояние глубокого самосозерцания и лишь однажды, как

гласят легенды, он заснул. Проснувшись, Дамо в гневе на самого себя

вырвал себе ресницы и бросил их на землю. Их подобрал сам Будда,

посадил в землю, и из них выросли кусты ароматного чая, который пьют

буддисты в периоды долгой медитации, взбадривая сознание. Именно

отсюда берет свой смысл чайная церемония, пришедшая в ХП в. из Китая в

Японию вместе с чаньскими монахами.

Пещера, где по преданиям Дамо провел девять лет сохранилась до сих пор и

является величайшей святыней чаньской школы. Расположенная в

нескольких метрах от вершины горы, она невелика по размерам. Долгое

время она находилась в запустении и лишь в 1991 г. пещера была укреплена

а вокруг нее возведен небольшой портал и отремонтирована дорога,

ведущая сюда от Шаолиньсы, по которой путник в течение часа может

достичь священного места. Внутри установлена статуя сидящего

Бодхидхармы и круглосуточно дежурит монах, регулярно проводящий

ритуальные моления. В 1995 г. на вершине горы в нескольких метрах от

пещеры, была установлена грандиозная статуя сидячего Бодхидхармы из

белого камня, выделяющаяся на фоне темных скал и благодаря этому

видная снизу из монастыря.

Через девять лет «созерцания стены» монахи прониклись уважением к силе

духа Дамо и того учения, которое он проповедовал. От патриарха веяло

такой глубокой духовностью, такой сокровенной тайной бытия, что

послушники приняли учение сурового наставника как единственно верное.

Но лишь двух монахов согласился взять патриарх к себе в ближайшие

ученики — Даоюя и Хуэйкэ, которым он «передавал истину» в течение пяти

лет. По преданию, Хуэйкэ, который позже стал преемником первопатриарха,

отрубил себе левую руку и положил ее перед Дамо, демонстрируя чистоту

своих помыслов и решимость без страха постигать учение чань. /Дэнфэн

сяньчжи (Хроники уезда Дэнфэн). Дэнфэн, 1984, с. 32/. Хуэйкэ «поклонился

Дамо как своему наставнику», когда ему было уже 40 лет. Он перенял от

учителя технику медитации и воспринял сам смысл чань. Многие

современники считали его необычным и малопонятным человеком. Так,

буддийский учитель Даохэн, повстречавший Хуэйкэ в 534 г., заметил, что

речи этого святого человека «неясны, а слова - хаотичны». /Митихата