Р.,
Цзяньмин чжунго фоцзяо ши (Краткая история китайского буддизма),
Шанхай, 1986, с. 120./
Большинство версий возникновения ушу так продолжают эту историю.
Когда Дамо просидел девять лет в созерцании, он не смог подняться из-за
того, что его ноги потеряли двигательную способность. Но патриарх,
используя особый комплекс упражнений, восстановил себе активность ног и
предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с
физическими упражнениями. Эти упражнения якобы представляли собой
комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом ('посох Дамо') и
дыхательно-медитативные методики. Монахи активно принялись за
тренировки, а первым мастером ушу, соответственно, стал сам Дамо.
Что передал первопатриарх
Конечно, предание о Дамо как о мастере ушу - более позднее привнесение.
Но так или иначе именно этот человек заложил важнейший принцип
'совместного пестование физического и духовного в человеке', отказавшись
от аскетизма, ослабляющего тело. Он конкретизировался в кратком
требовании - «два проникновения и четыре действия». «Два
проникновения» - это два способа достижения просветления. Первый -
достижение просветления путем внутреннего духовного развития и
созерцания ('духовное проникновение'), второй - путем совершения
практических действий, то есть «добрых дел» ('проникновение посредством
действия'). Таким образом постулировалась неразрывная связь внешнего и
внутреннего, физического и психического, видимого явления и его
метафизического символа. Духовное вступление в состояние
просветленного сознания, которое уже не могут затронуть суетные дела и
загрязнить 'пыль мира», в основном базировалось на сидячей медитации,
традиционно выполняемой лицом к стене, как это делал Бодхидхарма.
Считается, что кратко учение Дамо изложено им в нескольких правилах: 'не
опираться на письмена' , т.е. не использовать чтение сутр и других книг для
достижения просветления, 'спонтанно постигать истину', 'взирать на
собственную природу, становиться Буддой', т.е. поскольку каждый человек
в потенции является Буддой и изначально обладает 'природой Будды',
следовательно можно путем медитации 'пробудить' эту природу внутри
себя.
Итак, прежде всего следовало успокоить и очистить сознание, избавить
человека от пустых метаний в суете мирских дел, в условностях и границах,
им же самим и определенных, и обрести «спонтанность самопроявлений
духа». Нетрудно заметить, что многое, о чем учил Дамо, пришло не из
индийских медитативных систем, но было взято непосредственно из
китайского даосизма. Трактаты донесли до нас те наставления, которые по
легенде давал Дамо монахам Шаолиньсы. Обратимся к компендиуму «Речи
о чудесном пользовании истинными мудрецами состояния зародыша в
утробе» (ХП в.), где описывается способ «духовного проникновения»
Бодхидхармы: «Тот, кто занимается зародышевым дыханием, пестует свое
ци и совершенствует сердце. Частота его дыхания регулируется в
соответствии с сердечным ритмом, и этому не способны помешать и
мириады вещей. Если же ци не обрело состояния совершенства, то и
созерцание не имеет смысла. Когда же ци успокоилось, то из тела уходят все
болезни. Созерцание (чань) и путь-Дао одновременно достигают
равновесия. Если же человек, практикующий это, не концентрирует дух, то
как же его путь - Дао может достичь совершенства?! Древние говорили:
«Как только ци достигает совершенства, тотчас и сердце достигает
совершенства. Лишь только ци успокаивается, то и сердце приходит в
состояние покоя - это и есть основное требование в достижении Великого
Пути. Это также зовется взращиванием пилюли бессмертия. Человек,
приверженный Дао, не замутнен мыслями, и если он поступает так день ото
дня, то это и зовется истинным сатори (просветление в чань-буддизме -
А.М.) и созерцанием. Поэтому мудрецы всех трех миров (членение мира в
чань-буддизме - А.М.) поступали именно так, что и звалось «совместным
пестованием сатори и созерцания». /Цигун цзинхуа цзи (Лучшие отрывки из
трудов по цигун), сост. Ли Юаньго, Чэнду, 1987, с. 53. Судя по более
ранним трудам, смысл первоначальной чань-буддийской медитации,
приписываемой Дамо, состоял в максимальном «очищении» и успокоении
сознания, для чего основным методом и служила регуляция дыхания,
называемая «достижением зародышевого дыхания': «Как только рождается
основное зародышевое дыхание, это значит, что начинают
взаимосоединяться дух и осемененное ци (цзинци), таким образом все
внутренние трансформации