боевых искусствах, приведем два примера, относящиеся к джиу-джитсу и искусству
работы с мечом. Начнем с определения этих форм в соответствии с руководством по джиу-джитсу школы Кито:
'Kito означает подъем и падение. Подъем - это форма янь. ПАдение - это форма ин. Победа достигается
за счет возврата в янь, и также за счет возврата к ин.'
Смысл этого объясняется в комментарии, известном под названием Densho chushaku, следующим
образом:
'Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда враг проявляет янь, побеждайте за счет ин. Виды
техники, которым учат в школе Кито, основаны на ин и янь. Хотя в ответ на движения противника возможны
самые разные другие действия, в единоборстве они бесполезны. Сведение своих действий и техникам ин и янь
дает гарантию победы'.
В соответствии с этим объяснением, стратегия поединка - это ни что иное, как способность к свободному
использованию ин и янь, нападения и защиты, в зависимость от движений противника: использование янь
против его ин и ин против его янь.
В руководствах по древнему искусству работы с мечом принцип ин и янь был использован применительно
к стойкам с мечом, как например, в тексте, известном под названием Itto-ryu kikigaki:
'В школе Наганума Джикишинкаге учат в стойке держать меч высоко, что выражает форму янь внутри янь.
В школе Итто мы учим держать меч низко, что основано на форме ин. Когда янь используется внутри янь, оно
опускается к ин. Когда ин используется в ин, оно хорошо работает, становясь янь. В школе Мунен взяли среднее
между ин и янь, обучая стойке с мечом, направленным вперед и указывающим в глаза противника, с лекгим
разворотом рук вправо'.
Разные школы будо по-разному понимают ин и янь, но все интерпретации основаны на базовых
философских идеях из классических трудов китайских мыслителей. В качестве заключения мы можем
процитировать отрывок из 'Книги перемен':
'В древние времены священные силы создали Книгу Перемен для отражения принципов природы и жизни.
Они установили Тао Неба, назвав его ин и янь. Они установили Тао Земли, назвав его устойчивостью и ростом.
Они установили Тао Человека, назвав его человеческими чувствами и действиями. Создав эти три стихии, они
удвоили их. Поэтому, знак Книги Перемен всегда состоит из шести линий'.
Коротко говоря, вселенная состоит из трех стихий: Неба, Земли и Человека. Они рассматриваются как
Тао, управляющие жизнью за счет изменений соотношения ин и янь, устойчивости и роста, человеческих чувств
и действий. Это значит, что когда мы полностью осознаем эти связи и живем в соответствии с ними, то мы
соединяется с Тао. Проявлять ин и янь в своих действиях значит быть единым с Тао.
Принцип ин и янь важен сам по себе, но безусловно, на основе постепенного осознания на практике этот
принцип дает нам возможность постижения абсолютной сущности Тао. В айкидо ин и янь конкретно
воплощаются в движениях omote и ura, а основное значение имеет постижение человеком Пути и связанной с
ним фундаментальной истины в процессе практических занятий. Поскольку это соответствует Тао Неба, эти
движения айкидо - это ни что иное как естественные движения.
РАЗВИТИЕ НАСЛЕДИЯ ОСНОВАТЕЛЯ
Краткая история
Официальное название айкидо появилось в феврале 1942 г. Ранее это искусство было известно под
разными названиями, хотя его суть была той же. Подробно история айкидо изложена в написанной мной на
японском языке биографии Основателя (Aikido kaiso, Ueshiba Morihei den. Tokyo: Kodansha, 1977). Ниже дается
краткая историческая сводка, отражающая изменения названия айкидо.
Отец Учителя Уесиба, Йороку, был довольно состоятельным землевладельцем, занимавшимся также
рыбным и лесным хозяйством. Его уважали люди из его окружения, и он был членом деревенского и городского
Советов Нишинотани и Танабе в префектуре Вакаяма. Молодой Уесиба радовал своего отца, который, видя
большие задатки своего сына, обеспечил ему полнейшую материальную и моральную поддержку для роста в
пределах небольшого мирка, где он родился. Сын, однако, чувствовал, что не удовлетворил ожидания своего
отца, и в 1901 г. в возрасте 18 лет отправился в Токио, где оказался новичком в мире бизнеса. На следующий