Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

магазин, через который распространял школьное оборудование и канцелярские товары, но

заболел и его небольшое дело развалилось.

Вскоре после этого он поступил в Японскую Императорскую армию и воевал в русско-японской войне

(1904-05). Он стал сержантом и получил награду. Затем в 1912 г., когда ему было 29 лет, он собрал 54 семьи,

включавшие более 80 людей из своего родного города и основал новое поселение в Ширатаки на острове

Хоккайдо. Эта префектура тогда была новым, только что открытым для освоения районом, и туда приглашали

поселенцев, которые бы занимались сельским хозяйством. В течение 7 лет в качестве предводителя своей

новой колонии он обрабатывал землю, был членом городского совета и внес значительный вклад в развитие

района Ширатаки.

Хотя и показав достаточно большой талант лидера, он все еще чувствовал, что не оправдывает большие

надежды, которые на него возлагал отец. Смерть отца, который скончался от болезни в 1920 г., стала для него

огромным потрясением. Бросив все на Хоккайдо, он вернулся домой, но впал в глубокое психическое

расстройство. Потом он попал под влияние Дегучи Онисабуро, учителя и священнослужителя вышедшей из

системы Синто секты Омото. ПОд руководством своего великого учителя он жил в центре секты Омото в Аябе,

префектура Киото, занимался медитацией и очищением по системе Синто и способствовал укреплению этой

новой религии.

Восемь лет, проведенных в Аябе (до переезда в Токио в 1927 г.) были периодом формирования основ

духовного развития Основателя. В этот период он изучал философию Синто и постигал концепцию koto-dama

(буквально, словесное выражение духа).

После смерти отца и в период жизни в Аябе занятия будо стали для Основателя главными, в основном за

счет поддержки Дегучи. До этого времени он занимался и овладел несколькими боевыми искусствами, включая

искусство работы с мечом школы Шинкаге, джиу-джитсу школ Кито и Дайто и другие. НАиболее выдающимся из

его достижений было получение высшей степени в Школе Дайто от Учителя Такеда Сокаку, которого он

случайно встретил в 1915 г., когда ему было 32 года, в гостинице на острове Хоккайдо. Именно джиу-джитсу

открыло глаза Основателя для проникновения в глубины боевых искусств. Принципы школы Дайто отличаются

от принятых в айкидо, но в технике много общих элементов.

Дегучи одобрил концентрацию на боевых искусствах, поскольку знал о богатой и разнообразной

подготовке Основателя по будо, и предвидел, что этот путь будет в наибольшей степени соответствовать его

характеру, возможностям и духовному развитию. Он посоветовал Основателю отделить часть своей резиденции

в Аябе, превратив ее в Dojo. Cерьезно восприняв этот совет, Основатель открыл школу Ueshiba Juku на 18

татами.

Школа Ueshiba Juku была исходно предназначена для молодых людей из секты Омото, но когда имя

Уесиба Морихея, 'Учителя будо из Аябе', стало широко известным, в школу стали приходить люди со стороны,

в основном это были моряки-офицеры из близлежащего порта Маизуру. Его слава распространялась, и

появлялись ученики из Токио и других отдаленных районов Японии.

Примерно начиная с 1920 г. Учитель Уесиба начал серьезно думать о разработке своей собственной

независимой формы будо, и в 1922 г. объявил Aiki-bujutsu новой формой боевого искусства. Как показывает

название bujutsu, оно сохраняет принципы и технику более старых боевых искусств, которые несколько

отличаются от современного айкидо. Впервые он включает в название слова ai-ki. В разных вариантах будо

встречаются отдельные упоминания об идее 'совмещения' (ai) ki с противником в поединке, но это первое

употребление такого словосочетания. Могут быть найдены также упоминания об aiki-jutsu, но это выражение

имело психологический смысл и не включалось как составная часть в обозначение боевых искусств. В недавно

вышедших книгах встречается несколько упоминаний о популярном среди обычных людей ki-aijutsu, но то была

психологическая система, не имевшая ничего общего с будо как таковым.

В то время как выбор нового названия aiki мог быть связан с влиянием школ Кито и Дайто, которые обе

основаны на принципе ин и янь и использовании ki, основным источником были собственные занятия Учителя

Уесиба, его жизненный