Киссомару Уесиба

ДУХ АЙКИДО

/>

интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого - открытие ki как общей части

восточноазиатских духовных концепций. Это явление частично об`ясняет интерес Запада к айкидо, название

которого буквально означает Путь (do) гармонии (ai) с ki.

Потребность в более полных знаниях о ki стала очевидной, когда я посетил центры айкидо в разных

странах. Например, в сентябре 1978 г. я путешествовал по Бразилии, Аргентине и Уругваю. Я очень хорошо

помню слова Почтенного Луи Пантелеона, профессора права и судьи центрального суда штата Сан-Паулу,

который тогда говорил:

'Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был неудовлетворен самоуверенностью и

материалистическими склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай когда

осознал, что айкидо как боевое искусство выражает сущность японской культуры. Занимаясь айкидо, я не

только решил свои внутренние проблемы, но и открыл ki, основу человеческого духа, спрятанную под покровом

моей личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек'.

Во время церемонии открытия третьего конгресса Международной федерации айкидо, который состоялся

в Париже в конце сентября начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент.

Он сказал следующее: 'Мы верим, что только естественным образом айкидо, представляющее собой

высокоразвитую форму боевого искусства и благородное выражение японской культуры и духовности может

быть хорошо принято в Европе с ее высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В

качестве пути к соединению тела и разума айкидо - своевременный дар для нашей молодежи, которая

постепенно теряет духовную основу того, что считается человеческим. Я всем сердцем приветствую эту

удачную встречу айкидо и современного Запада.

Для тех из нас, кто посвятил себя развитию айкидо, тихо, без фанфар и внимания общественности, очень

приятно слышать о его международном признании. Но мы не должны ограничиваться только проявлениями

радости, осознавая глубокую ответственность, которая лежит на наших плечах, в том, чтобы удовлетворить

ожидания людей во всем мире. К этой отвественности нельзя относится легко.

Одна из наших основных проблем - то, что айкидо за счет своих уникальных качеств, корни которых лежат

в японской духовной культуре, имеет тенденцию быть неправильно понятым. Эта тенденция усиливается с

распространением айкидо в страны с разной культурой и стилем жизни, и наблюдается не только у новичков,

мечтающих о нереальных вещах, но и у опытных учеников, которые могут утратить или неправильно понять

тонкости айкидо. И тренеры и ученики должны посвятить себя истинному совершенствованию искусства,

проникновению в его глубины, преодолению препятствий и представлению его в чистом виде. Иначе,

разочарование заинтересованных людей будет глубоким и необратимым. Такая возможность представляется

реальной как для Японии, так и для других стран, где айкидо быстро развивается. Если рассматривать технику

айкидо, проблемы будут невелики, но с философскими и духовными аспектами айкидо дело обстоит совсем по-

другому. Реальные проблемы появятся, если мы не восстановим принципы обучения, заложенные Основателем

и не об`ясним сущность айкидо как фундаментальную духовную основу.

Сущность айкидо как духовного пути основана на ki - мировой энергии, которая лежит также в основе

каждого человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как концепция ki заложена

мыслителями древнего Китая - Лао-цзы, Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием ,

она не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия ki

приобретала разные оттенки и ньюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды

существования восточноазиатской цивилизации. Принесенная в Японию, эта концепция в сочетании с

национально-этническими предствлениями сформировала четкий взгляд на мир, включающий трактовку

природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ki сформировалась как метафизический принцип в нескольких

школах китайских мыслителей. Ki считалась, например, основным принципом гармонии, и источником