интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого - открытие ki как общей части
восточноазиатских духовных концепций. Это явление частично об`ясняет интерес Запада к айкидо, название
которого буквально означает Путь (do) гармонии (ai) с ki.
Потребность в более полных знаниях о ki стала очевидной, когда я посетил центры айкидо в разных
странах. Например, в сентябре 1978 г. я путешествовал по Бразилии, Аргентине и Уругваю. Я очень хорошо
помню слова Почтенного Луи Пантелеона, профессора права и судьи центрального суда штата Сан-Паулу,
который тогда говорил:
'Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был неудовлетворен самоуверенностью и
материалистическими склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай когда
осознал, что айкидо как боевое искусство выражает сущность японской культуры. Занимаясь айкидо, я не
только решил свои внутренние проблемы, но и открыл ki, основу человеческого духа, спрятанную под покровом
моей личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек'.
Во время церемонии открытия третьего конгресса Международной федерации айкидо, который состоялся
в Париже в конце сентября начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент.
Он сказал следующее: 'Мы верим, что только естественным образом айкидо, представляющее собой
высокоразвитую форму боевого искусства и благородное выражение японской культуры и духовности может
быть хорошо принято в Европе с ее высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В
качестве пути к соединению тела и разума айкидо - своевременный дар для нашей молодежи, которая
постепенно теряет духовную основу того, что считается человеческим. Я всем сердцем приветствую эту
удачную встречу айкидо и современного Запада.
Для тех из нас, кто посвятил себя развитию айкидо, тихо, без фанфар и внимания общественности, очень
приятно слышать о его международном признании. Но мы не должны ограничиваться только проявлениями
радости, осознавая глубокую ответственность, которая лежит на наших плечах, в том, чтобы удовлетворить
ожидания людей во всем мире. К этой отвественности нельзя относится легко.
Одна из наших основных проблем - то, что айкидо за счет своих уникальных качеств, корни которых лежат
в японской духовной культуре, имеет тенденцию быть неправильно понятым. Эта тенденция усиливается с
распространением айкидо в страны с разной культурой и стилем жизни, и наблюдается не только у новичков,
мечтающих о нереальных вещах, но и у опытных учеников, которые могут утратить или неправильно понять
тонкости айкидо. И тренеры и ученики должны посвятить себя истинному совершенствованию искусства,
проникновению в его глубины, преодолению препятствий и представлению его в чистом виде. Иначе,
разочарование заинтересованных людей будет глубоким и необратимым. Такая возможность представляется
реальной как для Японии, так и для других стран, где айкидо быстро развивается. Если рассматривать технику
айкидо, проблемы будут невелики, но с философскими и духовными аспектами айкидо дело обстоит совсем по-
другому. Реальные проблемы появятся, если мы не восстановим принципы обучения, заложенные Основателем
и не об`ясним сущность айкидо как фундаментальную духовную основу.
Сущность айкидо как духовного пути основана на ki - мировой энергии, которая лежит также в основе
каждого человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как концепция ki заложена
мыслителями древнего Китая - Лао-цзы, Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием ,
она не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия ki
приобретала разные оттенки и ньюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды
существования восточноазиатской цивилизации. Принесенная в Японию, эта концепция в сочетании с
национально-этническими предствлениями сформировала четкий взгляд на мир, включающий трактовку
природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ki сформировалась как метафизический принцип в нескольких