ЦЗИHЬГАH БОЖОБОЛОМИ ЦЗИH

АЛМАЗHАЯ СУТРА

АЛМАЗHАЯ СУТРА

ВАДЖРАЧЧХЕДИКА ПРАДЖHЯПАРАМИТА СУТРА

ЦЗИHЬГАH БОЖОБОЛОМИ ЦЗИH

Так я слышал. Однажды Будда жил в роще Джета в 'саду Анатхапиндады'. Вместе с ним там была

великая община*1 бхикшу - всего тысяча двести пятьдесят человек. Когда приблизилось время

трапезы, Превосходнейший в мире оделся, взял свою патру и отправился в великий город Шравасти

за подаянием. После сбора подаяния в городе он возвратился обратно и совершил трапезу, после

чего снял утреннее одеяние и отложил патру, омыл ноги, приготовил себе место и сел. В это время

бывший среди членов великой общины старейший*2 Субхути встал со своего места, обнажил

правое плечо, преклонил правое колено, почтительно сложил ладони и обратился к Будде:

'Удивительно, о Превосходнейший в мире*3, что Так Приходящий*4 своей благостью охраняет

всех бодхисаттв, милостиво относится ко всем бодхисаттвам. О Превосходнейший в мире, в чем

должны пребывать добрый муж или добрая женщина*5, возымевшие мысли об аннутарасамьяк-

самбодхи*6, как они должны овладевать своим сознанием?' Будда ответил: 'Хорошо сказано,

хорошо сказано. Да, Субхути, так и есть, как ты говоришь. Так Приходящий своей благостью

охраняет всех бодхисаттв, милостиво относится ко всем бодхисаттвам. Сейчас вникай в мои слова и

постигай то, что я скажу тебе, в чем должны пребывать добрый муж или добрая женщина,

возымевшие мысли об аннутара-самьяк-самбодхи, как должны они овладевать своим сознанием'.

- 'Так, о Превосходнейший в мире, я желаю слышать твои наставления'. Будда сказал Субхути:

'Все бодхисаттвы-махасаттвы должны так

овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны они

думать, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождающихся из

сырости или вследствие превращений, имеющих цвето(форму)*7 или не

имеющих ее, мыслящих или не мыслящих, или не мыслящих и не

не-мыслящих, всех их должен я привести в нирвану без остатка*8 и

уничтожить их*9, даже если речь идет о несчетном, неизмеримом и

бесконечном числе живых существ. Однако в действительности ни одно

существо не может быть уничтожено. И по какой причине?

Если бодхисаттва имеет образ 'Я', образ 'человек', образ 'существо' и образ 'долгожитель', то

он не является бодхисаттвой. Субхути, бодхисаттва, упроченный в Законе*10, не должен совершать

даяние, пребывая в цвето(форме), не должен совершать даяние, пребывая в звуке, запахе,

осязательных ощущениях или же пребывая в 'законах'*11. Субхути, бодхисаттва, таким образом

совершающий даяние, не имеет какого-либо образа. И по какой причине? Если бодхисаттва, не имея

образа*12, совершает даяние, то его благость счастья нельзя мысленно измерить. И по какой

причине? Субхути, как ты думаешь, можно ли мысленно измерить ширь пустоты восточного

пространства?' - 'Hет, о Превосходнейший в мире'. - 'Субхути, а ширь пустоты южного, западного,

северного пространства, пустоты пространства со всех четырех промежуточных сторон,

пространства верхнего и нижнего - можно ли мысленно измерить?' - 'Hет, о Превосходнейший в

мире'. - 'Субхути, благость счастья того бодхисаттвы, который, не имея образов, совершает даяние,

также нельзя мысленно измерить. Субхути, бодхисаттва должен пребывать в том учении, которое

сейчас проповедано мною. Субхути, как ты думаешь, можно ли распознать Так Приходящего по

телесному образу?'

- 'Hет, о Превосходнейший в мире, нельзя по телесному образу распознать Так Приходящего. И по

какой причине? То, о чем Так Приходящий проповедовал как о телесном образе, не есть телесный

образ'. Будда сказал Субхути: 'Когда есть образ, то есть и заблуждение. Если же смотреть на это с

точки зрения образа, который не есть образ, то тогда и распознаешь Так Приходящего'. Субхути

сказал Будде: 'О Превосходнейший в мире, родится ли истинная вера у существ, если они услышат

такого рода речи?' Будда сказал Субхути: 'Hе говори так. Через пять сотен лет после кончины Так

Приходящего будут придерживающиеся обетов, приносящих благо, в которых тщательное изучение

подобного рода речей сможет породить разум, исполненный веры, если к этим речам они будут

относиться, как к истине. Знай, что благие корни этих людей посеяли не один будда, не два будды,

не три, или четыре, или пять будд, но бесчисленное количество тысяч и десятков тысяч будд

посеяли их благие корни. И это будут люди, которые, услышав и тщательно изучив эти речи,

достигнут единой мысли, которая породит в них чистую веру. Так Приходящий точно знает, точно

видит, что существа таким образом обретут