АЛМАЗHАЯ СУТРА
ВАДЖРАЧЧХЕДИКА ПРАДЖHЯПАРАМИТА СУТРА
ЦЗИHЬГАH БОЖОБОЛОМИ ЦЗИH
Так я слышал. Однажды Будда жил в роще Джета в 'саду Анатхапиндады'. Вместе с ним там была
великая община*1 бхикшу - всего тысяча двести пятьдесят человек. Когда приблизилось время
трапезы, Превосходнейший в мире оделся, взял свою патру и отправился в великий город Шравасти
за подаянием. После сбора подаяния в городе он возвратился обратно и совершил трапезу, после
чего снял утреннее одеяние и отложил патру, омыл ноги, приготовил себе место и сел. В это время
бывший среди членов великой общины старейший*2 Субхути встал со своего места, обнажил
правое плечо, преклонил правое колено, почтительно сложил ладони и обратился к Будде:
'Удивительно, о Превосходнейший в мире*3, что Так Приходящий*4 своей благостью охраняет
всех бодхисаттв, милостиво относится ко всем бодхисаттвам. О Превосходнейший в мире, в чем
должны пребывать добрый муж или добрая женщина*5, возымевшие мысли об аннутарасамьяк-
самбодхи*6, как они должны овладевать своим сознанием?' Будда ответил: 'Хорошо сказано,
хорошо сказано. Да, Субхути, так и есть, как ты говоришь. Так Приходящий своей благостью
охраняет всех бодхисаттв, милостиво относится ко всем бодхисаттвам. Сейчас вникай в мои слова и
постигай то, что я скажу тебе, в чем должны пребывать добрый муж или добрая женщина,
возымевшие мысли об аннутара-самьяк-самбодхи, как должны они овладевать своим сознанием'.
- 'Так, о Превосходнейший в мире, я желаю слышать твои наставления'. Будда сказал Субхути:
'Все бодхисаттвы-махасаттвы должны так
овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны они
думать, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождающихся из
сырости или вследствие превращений, имеющих цвето(форму)*7 или не
имеющих ее, мыслящих или не мыслящих, или не мыслящих и не
не-мыслящих, всех их должен я привести в нирвану без остатка*8 и
уничтожить их*9, даже если речь идет о несчетном, неизмеримом и
бесконечном числе живых существ. Однако в действительности ни одно
существо не может быть уничтожено. И по какой причине?
Если бодхисаттва имеет образ 'Я', образ 'человек', образ 'существо' и образ 'долгожитель', то
он не является бодхисаттвой. Субхути, бодхисаттва, упроченный в Законе*10, не должен совершать
даяние, пребывая в цвето(форме), не должен совершать даяние, пребывая в звуке, запахе,
осязательных ощущениях или же пребывая в 'законах'*11. Субхути, бодхисаттва, таким образом
совершающий даяние, не имеет какого-либо образа. И по какой причине? Если бодхисаттва, не имея
образа*12, совершает даяние, то его благость счастья нельзя мысленно измерить. И по какой
причине? Субхути, как ты думаешь, можно ли мысленно измерить ширь пустоты восточного
пространства?' - 'Hет, о Превосходнейший в мире'. - 'Субхути, а ширь пустоты южного, западного,
северного пространства, пустоты пространства со всех четырех промежуточных сторон,
пространства верхнего и нижнего - можно ли мысленно измерить?' - 'Hет, о Превосходнейший в
мире'. - 'Субхути, благость счастья того бодхисаттвы, который, не имея образов, совершает даяние,
также нельзя мысленно измерить. Субхути, бодхисаттва должен пребывать в том учении, которое
сейчас проповедано мною. Субхути, как ты думаешь, можно ли распознать Так Приходящего по
телесному образу?'
- 'Hет, о Превосходнейший в мире, нельзя по телесному образу распознать Так Приходящего. И по
какой причине? То, о чем Так Приходящий проповедовал как о телесном образе, не есть телесный
образ'. Будда сказал Субхути: 'Когда есть образ, то есть и заблуждение. Если же смотреть на это с
точки зрения образа, который не есть образ, то тогда и распознаешь Так Приходящего'. Субхути
сказал Будде: 'О Превосходнейший в мире, родится ли истинная вера у существ, если они услышат
такого рода речи?' Будда сказал Субхути: 'Hе говори так. Через пять сотен лет после кончины Так
Приходящего будут придерживающиеся обетов, приносящих благо, в которых тщательное изучение
подобного рода речей сможет породить разум, исполненный веры, если к этим речам они будут
относиться, как к истине. Знай, что благие корни этих людей посеяли не один будда, не два будды,
не три, или четыре, или пять будд, но бесчисленное количество тысяч и десятков тысяч будд
посеяли их благие корни. И это будут люди, которые, услышав и тщательно изучив эти речи,
достигнут единой мысли, которая породит в них чистую веру. Так Приходящий точно знает, точно
видит, что существа таким образом обретут