ЦЗИHЬГАH БОЖОБОЛОМИ ЦЗИH

АЛМАЗHАЯ СУТРА

неизмеримое количество благости счастья. И по какой

причине? По той, что для этих существ не будет существовать ни образа 'Я', ни образа 'человек',

ни образа 'существо', ни образа 'долгожитель', а также не будет для них существовать ни образа

'закон', ни образа 'не-закон'*13. И по какой причине? Если сознание существ схватывает образ, то

тогда они и облекаются в 'Я', 'человек', 'существо', 'долгожитель'. Если же схватывается образ

'закон', то именно тогда и облекаются они в 'Я', 'человек', 'существо', 'долгожитель'. И по какой

причине? Если схватывается образ 'не-закон', то тогда и облекаются они в 'Я', 'человек',

'существо' и 'долгожитель'. Именно по этой самой действительной причине Так Приходящий

часто проповедовал тебе и другим бхикшу: 'Знающие, что я проповедую Закон, подобный плоту,

должны оставить восхваление 'законов', а затем более 'не-законов'. Субхути, как ты думаешь,

достиг ли Так Приходящий аннутара-самьяк-самбодхи и проповедовал ли Так Приходящий какой-

нибудь Закон?' Субхути сказал: 'Если я уяснил смысл проповедованного Буддой, то нет никакого

установленного 'закона', который назывался бы аннутара-самьяк-самбодхи, а также нет никакого

установленного Закона, который мог бы проповедовать Так Приходящий. Тот Закон, который

проповедовал Так Приходящий, нельзя взять, нельзя проповедовать. Он не есть ни Закон, ни не-

Закон. И почему это так? Всемудрые личности разнятся [от всех прочих] тем, что [опираются] на

недеятельные 'законы'*14. - 'Субхути, как ты думаешь, если человек наполнит три тысячи большой

тысячи миров семью сокровищами*15 и таким образом принесет их в дар, то много ли в награду

получит он благости счастья?' Субхути ответил: 'В высшей степени много, о Превосходнейший в

мире. И по какой причине? По той, что благость счастья не является опять-таки природой счастья. И

по этой причине Так Приходящий и проповедовал, что они получат много благости счастья'. - 'И

если также будет человек, который твердо усвоит все в этой сутре и возьмет из этой сутры даже

только одну гатху из четырех стихов и проповедует ее другим людям, то превзойдет его благость

счастья всякую другую. И по какой причине? По той, что из этой сутры и произошли все будды и

Закон аннутара-самьяк-сам бодхи всех будд. Субхути, то, что называют Законом Будды, не есть

Закон Будды*16. Субхути, как ты думаешь, может ли сротапанна*17 иметь такую мысль: 'Обрел я

плод вступления в поток или же нет?' Субхути сказал: 'О нет, Превосходнейший в мире! И по

какой причине? Этим именем называют вступившего в поток, но он никуда не вступил; он не

вступил в цвето(форму), звуки, ароматные запахи, осязательные ощущения, 'законы'. Это и

называют сротапанна'. - 'Субхути, как ты думаешь, у сакридагамина может ли быть такая мысль:

'Обрел я плод сакридагамина или нет?' Субхути сказал: 'О нет, Превосходнейший в мире. И по

какой причине? Этим именем называют возвращающегося один раз, но в действительности нет

никакого возвращения,и это называют сакридагамином'. - 'Субхути, как ты думаешь, может ли

быть у анагамина*18 такая мысль: 'Обрел я плод анагамина или нет?'

Субхути сказал: 'О нет, Превосходнейший в мире. И по какой причине? Анагамином называют

того, кто не возвращается, но в действительности нет никакого возвращения; это и называют

анагамином'. - 'Субхути, как ты думаешь, может ли у архата*19 быть такая мысль: 'Я достиг

архатства или нет?' Субхути сказал: 'О нет, Превосходнейший в мире. И по какой причине? В

действительности нет никакой мерки, по которой называют архатом. О Превосходнейший в мире,

если бы у архата была мысль: 'Я достиг архатства', то он облекся бы в 'Я', 'человек', 'существо' и

'долгожитель'. О Превосходнейший в мире, Будда сказал, что я достиг несомненного самадхи и что

я первый среди людей, первый свободный от желаний архат, но у меня нет мысли, что я достиг

архатства. О Превосходнейший в мире, в противном случае не говорилось бы, что Субхути является

действующим в аранье*20, но Субхути в действительности не действует где-либо, и из-за этого и

говорится, что Субхути действует в аранье'. Будда сказал Субхути: 'Как ты думаешь, есть что-

нибудь в Законе, что Так Приходящий прежде получил бы от будды, Зажигающего

Светильник?'*21 - 'О Превосходнейший в мире, Так Приходящий в действительности не получил у

будды, Зажигающего Светильник, ничего из того, что было бы в Законе'.

'Субхути, как ты думаешь, бодхисаттва украшает земли Будды или же нет?' - 'Hет, о

Превосходнейший в мире.