неизмеримое количество благости счастья. И по какой
причине? По той, что для этих существ не будет существовать ни образа 'Я', ни образа 'человек',
ни образа 'существо', ни образа 'долгожитель', а также не будет для них существовать ни образа
'закон', ни образа 'не-закон'*13. И по какой причине? Если сознание существ схватывает образ, то
тогда они и облекаются в 'Я', 'человек', 'существо', 'долгожитель'. Если же схватывается образ
'закон', то именно тогда и облекаются они в 'Я', 'человек', 'существо', 'долгожитель'. И по какой
причине? Если схватывается образ 'не-закон', то тогда и облекаются они в 'Я', 'человек',
'существо' и 'долгожитель'. Именно по этой самой действительной причине Так Приходящий
часто проповедовал тебе и другим бхикшу: 'Знающие, что я проповедую Закон, подобный плоту,
должны оставить восхваление 'законов', а затем более 'не-законов'. Субхути, как ты думаешь,
достиг ли Так Приходящий аннутара-самьяк-самбодхи и проповедовал ли Так Приходящий какой-
нибудь Закон?' Субхути сказал: 'Если я уяснил смысл проповедованного Буддой, то нет никакого
установленного 'закона', который назывался бы аннутара-самьяк-самбодхи, а также нет никакого
установленного Закона, который мог бы проповедовать Так Приходящий. Тот Закон, который
проповедовал Так Приходящий, нельзя взять, нельзя проповедовать. Он не есть ни Закон, ни не-
Закон. И почему это так? Всемудрые личности разнятся [от всех прочих] тем, что [опираются] на
недеятельные 'законы'*14. - 'Субхути, как ты думаешь, если человек наполнит три тысячи большой
тысячи миров семью сокровищами*15 и таким образом принесет их в дар, то много ли в награду
получит он благости счастья?' Субхути ответил: 'В высшей степени много, о Превосходнейший в
мире. И по какой причине? По той, что благость счастья не является опять-таки природой счастья. И
по этой причине Так Приходящий и проповедовал, что они получат много благости счастья'. - 'И
если также будет человек, который твердо усвоит все в этой сутре и возьмет из этой сутры даже
только одну гатху из четырех стихов и проповедует ее другим людям, то превзойдет его благость
счастья всякую другую. И по какой причине? По той, что из этой сутры и произошли все будды и
Закон аннутара-самьяк-сам бодхи всех будд. Субхути, то, что называют Законом Будды, не есть
Закон Будды*16. Субхути, как ты думаешь, может ли сротапанна*17 иметь такую мысль: 'Обрел я
плод вступления в поток или же нет?' Субхути сказал: 'О нет, Превосходнейший в мире! И по
какой причине? Этим именем называют вступившего в поток, но он никуда не вступил; он не
вступил в цвето(форму), звуки, ароматные запахи, осязательные ощущения, 'законы'. Это и
называют сротапанна'. - 'Субхути, как ты думаешь, у сакридагамина может ли быть такая мысль:
'Обрел я плод сакридагамина или нет?' Субхути сказал: 'О нет, Превосходнейший в мире. И по
какой причине? Этим именем называют возвращающегося один раз, но в действительности нет
никакого возвращения,и это называют сакридагамином'. - 'Субхути, как ты думаешь, может ли
быть у анагамина*18 такая мысль: 'Обрел я плод анагамина или нет?'
Субхути сказал: 'О нет, Превосходнейший в мире. И по какой причине? Анагамином называют
того, кто не возвращается, но в действительности нет никакого возвращения; это и называют
анагамином'. - 'Субхути, как ты думаешь, может ли у архата*19 быть такая мысль: 'Я достиг
архатства или нет?' Субхути сказал: 'О нет, Превосходнейший в мире. И по какой причине? В
действительности нет никакой мерки, по которой называют архатом. О Превосходнейший в мире,
если бы у архата была мысль: 'Я достиг архатства', то он облекся бы в 'Я', 'человек', 'существо' и
'долгожитель'. О Превосходнейший в мире, Будда сказал, что я достиг несомненного самадхи и что
я первый среди людей, первый свободный от желаний архат, но у меня нет мысли, что я достиг
архатства. О Превосходнейший в мире, в противном случае не говорилось бы, что Субхути является
действующим в аранье*20, но Субхути в действительности не действует где-либо, и из-за этого и
говорится, что Субхути действует в аранье'. Будда сказал Субхути: 'Как ты думаешь, есть что-
нибудь в Законе, что Так Приходящий прежде получил бы от будды, Зажигающего
Светильник?'*21 - 'О Превосходнейший в мире, Так Приходящий в действительности не получил у
будды, Зажигающего Светильник, ничего из того, что было бы в Законе'.
'Субхути, как ты думаешь, бодхисаттва украшает земли Будды или же нет?' - 'Hет, о
Превосходнейший в мире.