подобно местам расположения пагод, достойными обхождения
вокруг со всевозможными благовониями и цветами. И еще, Субхути, даже если добрый муж или
добрая женщина, заучившие, прочитавшие и изучившие эту сутру, будут презираемыми людьми,
если эти люди будут презираемы по причине содеяния в прежних жизнях преступных дел, ведущих
по пути зла*32, то все равно в этой жизни [следствия] тех дурных дел будут уничтожены и эти люди
обретут аннутара-самьяк-самбодхи.
Субхути, я помню, что в прошлом, бесчисленное количество кальп тому назад, еще до будды,
Зажигающего Светильник, всего появилось восемьдесят четыре тысячи сто миллиардов других
будд, которых я почитал, и это почитание не прошло бесследно. И опять же, Субхути, если какой-
нибудь человек в последние времена сможет заучить, прочитать и изучить эту сутру, то полученные
им заслуги будут настолько больше моих заслуг от почитания всех будд прошлого, что эти мои
заслуги не составят и одной сотой их и все эти заслуги, даже если сосчитать до десяти тысяч или
десяти миллионной части, нельзя будет и сопоставить с моими. Субхути, если добрый муж или
добрая женщина в последние времена заучат, прочтут и изучат эту сутру, то их заслуги будут
поистине таковыми, как я сказал. Hо будут и люди, разум которых при слушании ее помутится, их
обуяют сомнения, и они не уверуют. Субхути, следует знать, что как смысл этой сутры нельзя
оценить умом, так и плод ее нельзя оценить умом.
Тогда Субхути спросил Будду: 'Превосходнейший в мире, когда добрый муж или добрая
женщина возымели мысли об аннутара-самьяк-самбодхи, то в чем должны они пребывать, как
должны они овладевать своим сознанием?'
Будда сказал Субхути: 'У доброго мужа или доброй женщины, возымевших мысли об
аннутарасамьяк-самбодхи, должна родиться такая мысль: 'Я должен привести в уничтожение все
существа. После же уничтожения живых существ в действительности ни одно существо не бывает
уничтожено'. И по какой причине? Если у бодхисаттвы есть образ 'Я', образ 'человек', образ
'существо', образ 'долгожитель', то он не является бодхисаттвой. Вот по какой причине, Субхути, в
действительности нет никакого способа стать возымевшим мысли об аннутара-самьяк-самбодхи.
Субхути,как ты думаешь, Так Приходящий имел ли способ обрести у будды, Зажигающего
Светильник, аннутара-самьяк-самбодхи?' - 'Hет, о Превосходнейший в мире. Если я уяснил смысл
сказанного Буддой, то Будда не имел способа обрести у будды, Зажигающего Светильник, аннутара-
самьяк-самбодхи'. Будда сказал: 'Это так, это так. В действительности, Субхути, нет никакого
способа, которым Так Приходящий мог бы обрести аннутара-самьяк-самбодхи. Субхути, если бы
был способ, которым Так Приходящий мог бы обрести аннутара-самьяк-самбодхи, то будда,
Зажигающий Светильник, не мог бы сказать обо мне: 'В будущем ты станешь буддой по имени
ШакьяМуни'. И таким образом, в действительности нет способа обрести аннутара-самьяк-
самбодхи. И по этой причине будда, Зажигающий Светильник, сказал обо мне: 'В будущем ты
станешь буддой по имени Шакья-Муни'. И по какой причине? Так Приходящий - это Таковая
Истина всех 'законов'*33. Если люди говорят, что Так Приходящий обрел аннутара-самьяк-
самбодхи, то в действительности нет способа, которым мог бы Будда обрести аннутара-самьяк-
самбодхи. В том аннутара-самьяк-самбодхи, которое обрел Так Приходящий, нет ни
действительного, ни ''пустого'. И по этой причине Так Приходящий учил, что все 'законы'
являются 'законами' Будды. Субхути, то, о чем говорят как обо всех законах, не есть все 'законы'.
Субхути, это можно сравнить с человеком, обладающим огромным телом'. Субхути сказал: 'О
Превосходнейший в мире, если Так Приходящий говорит об огромном теле, то тогда это относится
не к огромному телу. Это и именуют огромным телом'. - 'Субхути, это же касается и бодхисаттвы.
Если он говорит: 'Я приведу к уничтожению все бесчисленное количество существ', - то тогда его
нельзя назвать бодхисаттвой. И по какой причине? Субхути, в действительности нет никакого
способа, чтобы назваться бодхисаттвой. Вот по какой причине Будда говорил, что все 'законы'
лишены 'Я', лишены 'человека', лишены 'существа', лишены 'долгожителя'*34. Субхути, если
бодхисаттва имеет такую мысль: 'Я украшаю земли Будды', - то его нельзя назвать бодхисаттвой.
Так Приходящий проповедовал, что украшающий земли Будды не украшает их. Это и именуют
украшением. Субхути, если же бодхисаттва является убежденным в том, что 'законы' лишены 'Я',
то Так