ЦЗИHЬГАH БОЖОБОЛОМИ ЦЗИH

АЛМАЗHАЯ СУТРА

подобно местам расположения пагод, достойными обхождения

вокруг со всевозможными благовониями и цветами. И еще, Субхути, даже если добрый муж или

добрая женщина, заучившие, прочитавшие и изучившие эту сутру, будут презираемыми людьми,

если эти люди будут презираемы по причине содеяния в прежних жизнях преступных дел, ведущих

по пути зла*32, то все равно в этой жизни [следствия] тех дурных дел будут уничтожены и эти люди

обретут аннутара-самьяк-самбодхи.

Субхути, я помню, что в прошлом, бесчисленное количество кальп тому назад, еще до будды,

Зажигающего Светильник, всего появилось восемьдесят четыре тысячи сто миллиардов других

будд, которых я почитал, и это почитание не прошло бесследно. И опять же, Субхути, если какой-

нибудь человек в последние времена сможет заучить, прочитать и изучить эту сутру, то полученные

им заслуги будут настолько больше моих заслуг от почитания всех будд прошлого, что эти мои

заслуги не составят и одной сотой их и все эти заслуги, даже если сосчитать до десяти тысяч или

десяти миллионной части, нельзя будет и сопоставить с моими. Субхути, если добрый муж или

добрая женщина в последние времена заучат, прочтут и изучат эту сутру, то их заслуги будут

поистине таковыми, как я сказал. Hо будут и люди, разум которых при слушании ее помутится, их

обуяют сомнения, и они не уверуют. Субхути, следует знать, что как смысл этой сутры нельзя

оценить умом, так и плод ее нельзя оценить умом.

Тогда Субхути спросил Будду: 'Превосходнейший в мире, когда добрый муж или добрая

женщина возымели мысли об аннутара-самьяк-самбодхи, то в чем должны они пребывать, как

должны они овладевать своим сознанием?'

Будда сказал Субхути: 'У доброго мужа или доброй женщины, возымевших мысли об

аннутарасамьяк-самбодхи, должна родиться такая мысль: 'Я должен привести в уничтожение все

существа. После же уничтожения живых существ в действительности ни одно существо не бывает

уничтожено'. И по какой причине? Если у бодхисаттвы есть образ 'Я', образ 'человек', образ

'существо', образ 'долгожитель', то он не является бодхисаттвой. Вот по какой причине, Субхути, в

действительности нет никакого способа стать возымевшим мысли об аннутара-самьяк-самбодхи.

Субхути,как ты думаешь, Так Приходящий имел ли способ обрести у будды, Зажигающего

Светильник, аннутара-самьяк-самбодхи?' - 'Hет, о Превосходнейший в мире. Если я уяснил смысл

сказанного Буддой, то Будда не имел способа обрести у будды, Зажигающего Светильник, аннутара-

самьяк-самбодхи'. Будда сказал: 'Это так, это так. В действительности, Субхути, нет никакого

способа, которым Так Приходящий мог бы обрести аннутара-самьяк-самбодхи. Субхути, если бы

был способ, которым Так Приходящий мог бы обрести аннутара-самьяк-самбодхи, то будда,

Зажигающий Светильник, не мог бы сказать обо мне: 'В будущем ты станешь буддой по имени

ШакьяМуни'. И таким образом, в действительности нет способа обрести аннутара-самьяк-

самбодхи. И по этой причине будда, Зажигающий Светильник, сказал обо мне: 'В будущем ты

станешь буддой по имени Шакья-Муни'. И по какой причине? Так Приходящий - это Таковая

Истина всех 'законов'*33. Если люди говорят, что Так Приходящий обрел аннутара-самьяк-

самбодхи, то в действительности нет способа, которым мог бы Будда обрести аннутара-самьяк-

самбодхи. В том аннутара-самьяк-самбодхи, которое обрел Так Приходящий, нет ни

действительного, ни ''пустого'. И по этой причине Так Приходящий учил, что все 'законы'

являются 'законами' Будды. Субхути, то, о чем говорят как обо всех законах, не есть все 'законы'.

Субхути, это можно сравнить с человеком, обладающим огромным телом'. Субхути сказал: 'О

Превосходнейший в мире, если Так Приходящий говорит об огромном теле, то тогда это относится

не к огромному телу. Это и именуют огромным телом'. - 'Субхути, это же касается и бодхисаттвы.

Если он говорит: 'Я приведу к уничтожению все бесчисленное количество существ', - то тогда его

нельзя назвать бодхисаттвой. И по какой причине? Субхути, в действительности нет никакого

способа, чтобы назваться бодхисаттвой. Вот по какой причине Будда говорил, что все 'законы'

лишены 'Я', лишены 'человека', лишены 'существа', лишены 'долгожителя'*34. Субхути, если

бодхисаттва имеет такую мысль: 'Я украшаю земли Будды', - то его нельзя назвать бодхисаттвой.

Так Приходящий проповедовал, что украшающий земли Будды не украшает их. Это и именуют

украшением. Субхути, если же бодхисаттва является убежденным в том, что 'законы' лишены 'Я',

то Так