понять главы 'Поймандр' и 'Дева (зеница) мира' 'Герметического Свода'. Наконец, 'рецепт бессмертия' (С, №20), несомненно, самый знаменательный из магических текстов, проливает некоторый свет на практику 'возрождения', которое совершается в трактате XIII кн. 1 'Герметического Свода'.
* Большинство исследователей, в частности, Райценштайн, Зелинский, Браунингер, Скотт, ван Моорсель (О. Van Moorsel), считают, что приверженцы герметической религии были организованы в братства, хотя Фестюжьер с этим не согласен. - Прим. пер.
А) КОСМИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ (а) МОЛИТВЫ ВСЕВЫШНЕМУ БОГУ (ЭОНУ ИЛИ ГОСПОДУ ЭОНА)
14) PGM, XIII, 62-71 (А) = 570-582 (В) = 'Poimandres', с. 22-23:
'Я призываю Тебя, Величайшего из всех, сотворившего Все, рожденного из Самого Себя, видящего все и невидимого ни для кого. Это Ты дал Солнцу его славу и его могущество, Луне - прибывать и убывать и следовать по своему правильному пути, ничего не отобрав у предшествующей тьмы, но дав всем равные части. Ибо именно с Твоим появлением мир пришел к бытию и появился Свет. Все подчинено Тебе, Чью подлинную форму ни один из богов не может видеть, Тебе, Который, переодевая все формы, остается невидимым Эоном Эона'.
15) PGM, XII, 238-269 (238-244 [A) = XIII, 761-773 [В) = XXI, 1-9 [С)); см. также PGM, IV, 1605-1615.
'Приди ко мне, Ты, выходящий из четырех ветров*22, Всевышний Господь Бог, Ты, вдохнувший в людей дух жизни, Властелин Всего, что есть прекрасного в мире, выслушай, меня, Господи, Чье имя сокрыто, невыразимо, услышав которое демоны трепещут от страха, Солнце... Земля вращается по кругу (?), Ад приходит в волнение, языки пламени, море, болота и источники застывают; Чья голова есть небо, тело - эфир, ноги - земля, и вода, окружающая тебя, есть Океан, Добрый Гений. Ты еси Господь, который рождает, вскармливает и взращивает все*.
* Это предложение мы дополнили бы из другой версии данного абзаца, опубликованной в сборнике А. Б. Рановича 'Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства', М., 1990, с. 166: '...Чьими неустанными глазами служат Солнце и Луна, сияющие в зрачках людей'. - Прим. пер.
Кто сотворил формы животных, кто открыл пути? Кто создал плоды, кто возвел вершины гор? Кто приказал ветрам выполнять их ежегодную работу? Какой Эон, который кормит другой Эон, царит над Эонами? Единственный бессмертный Бог. Это Ты рождаешь все сущее, Ты всем раздаешь души, царишь над всем, Царь и Господь Эонов, пред которым трепещут горы и равнины, течения источников и рек, глубины земли и духи, все то, что живет. Небо, сияющее в вышине, трепещет так же, как все море, Господи, Высший Властелин, святой Правитель всего сущего. Это благодаря Твоему могуществу существуют стихии и все растет, движение Солнца и Луны, ночи и дня, в воздухе и на земле, в воде и в дыме огня. Тебе принадлежит вечная трапезная, в которой красуется, как святой образ, имя Твое, гептаграмма, согласно благозвучию семи гласных, звуки которых отвечают двадцати восьми периодам Луны. От Rea нисходит благодатное влияние звезд, демонов, Удач и Судеб. Это Ты даешь богатство, счастливую старость, плодородие, силу, питание. Ты, властитель жизни, царящий в областях вверху и внизу, Чья справедливость ничем не ограничена, Чьи ангелы прославляют знаменитое имя, Ты, владеющий Истиной без лжи, выслушай меня, посвяти мне Сие (религиозно-магическое) действие, дабы это могущество для меня, несущего его, сохранялось во всех местах, во все времена, нигде не страдая ни от какого вреда, усталости или грязи, для меня, несущего это могущество. Да, Господи, ибо все подчинено Тебе, Богу неба, и никакой из демонов или из духов не будет для меня препятствием, ибо при освящении я призвал Твое великое имя, и снова я призываю тебя, как египтяне: 'Фно эай Ябок (Phno eai labok)', как иудеи :
'Адонай Саваоф (Adonaie Sabaoth)', как греки: 'Царь мира, единственный Самодержец!', как великие жрецы: 'Бог сокрытый, невидимый, бдящий над всеми!', как парфяне*23: 'Всемогущий Уэрто (Ouerto)'.
16) PGM, IV, 1115-1164 = 'Poimandres', с. 277-278: Тайный текст:*24
'Приветствую, вся совокупность духа воздуха, приветствую, Дух, проникающий все от неба до земли и от земли, находящейся в серединной полости мира, до концов бездны. Приветствую, Дух, входящий в меня и охватывающий себя мною, и отделяющийся от меня по Воле Божией, в прекрасном самочувствии. Приветствую, начало и конец неподвижной природы, приветствую, вихрь стихий, никогда