узнать египетский пантеизм, лишенный своих символических форм и переодетый в абстрактные формы греческой философии. Так, в надписи в храме в Саиз, цитированной Плутархом^16 и Проклом, Нэйс (Neith) провозглашал: 'Я есть все, что есть, что было и что будет''. Согласно господину Руже, всевышний Бог определен в многочисленных формулах 'Погребального ритуала' как 'тот, кто существует сам по себе', 'тот, кто сам себя бесконечно рождает'; в других текстах его называют 'Господь сущего и несуществующего'. Именно в этом Бог герметического o`mrehgl`, благодаря которому и в котором все существует, этот вселенский Отец, чья единственная функция состоит в том, чтобы творить, тот, о котором книги Гермеса говорят нам: 'Вечное не рождено иным, оно рождено самим собой или, скорее, оно творит себя бесконечно'^18; 'если Творец есть не что иное, как то, что творит, он неизбежно творит сам себя, ибо именно творя становятся Творцом'19; 'он есть то, что есть, и то, чего нет'. Идея, которую античные тексты передают как 'уа эн уа', 'один из одного', 'тср(вто'; той пропои' у Ямвлиха, или 'пау ти', 'двойной Бог' или 'двойное существо', то есть Отец и Сын, согласно сущности той мистерии, которую мы хотим разобрать^20, - эта идея присутствует также в книгах Гермеса, где часто упоминается сын Бога^21, Бог рожденный. Этим вторым Богом является мир, видимое проявление невидимого Бога'. Иногда эта роль приписывается Солнцу^23, которое создает живых существ, как Отец творит сущности идеальные. В этом герметическая мысль приближается к древней египетской теологии. 'Стела из музея в Берлине, - говорит господин Мариет (Mariette), - называет Солнце 'первым рожденным', сыном Бога, Глаголом'. На одной из стен в храме в Филе... и на двери храма в Мединет-Абу читаем: 'Это оно, Солнце, сделало все, что есть, и ничто никогда не было сделано без него',- то, что святой Иоанн точно в тех же терминах скажет о Слове четырнадцатью веками позже*24. 'Третий Бог' герметических книг, человек^25, рассматриваемый в своей абстрактной сущности, не лишен сходства с Осирисом, которого иногда принимают за идеальный тип человека; в 'Погребальном ритуале' душа, предстающая перед судом, всегда называется 'Осирис такой-то'. Эта герметическая троица - бог, мир, человек - не более далека от древних египетских триад, чем от абстрактных концепций платоников.
IIОбщность доктрин, изложенных в герметических книгах, позволяет отнести их к той же школе; но едины они не настолько, чтобы нельзя было выделить три главные группы, которые я назвал бы иудейской, греческой и египетской, не придавая этим словам исключительного и абсолютного значения, а только указывая на относительное преобладание того или иного элемента и различных тенденций, которые понемногу приближают герметическую школу к каждому из трех народов, составляющих население Александрии. Прежде всего внимание должно быть уделено иудейской группе, которая более непосредственно касается столь интересной для нас проблемы истоков христианства. Между первыми гностическими сектами и эллинскими иудеями, представленными Филоном, не хватало одного звена: его можно найти в некоторых герметических книгах - в частности, в 'Поймандре' и в 'Нагорной проповеди'; возможно, в них найдется также объяснение так часто констатируемых различий между тремя первыми и четвертым евангелиями.
'Поймандр' значит 'пастырь мужейо'; выбор этого слова для обозначения высшего Разума объясняется в следующем фрагменте Филона: 'Наш разум должен вести нас, как пастырь beder коз, коров или овец, предпочитая для себя и для своего скота приятному полезное. Это знаменательно и почти уникально для божьего провидения, что части нашей души не должны быть без руководства и должны иметь пастыря безукоризненного и совершенно доброго, который не позволял бы нашей мысли случайно заблудиться. Нужно, чтобы одно- единственное направление вело нас к одной цели; нет ничего более невыносимого, чем подчиняться нескольким правителям. Совершенство действий пастыря таково, что они даны не только царям, мудрецам, душам, очищенным посвящением, но самому Богу. Тот, кто сие утверждает, не есть первый – это только пророк, которому хорошо верить, который писал гимны; вот что он говорит: 'Господь есть мой пастырь, и ничего мне не будет недоставать'. Пусть каждый говорит так для самого себя, ибо песнь сия должна быть прочувствована всеми друзьями Бога. Но особенно она подходит миру: как своего рода стадо, земля, вода, воздух, огонь, все растения и все твари, вещи смертные и вещи божественные, природа неба,