Неизвестен

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока 3

вышедшего изо рта Кнеф. Но эта космогония 'Поймандрэса' близка также к греческой философии, особенно к 'Тимею', поскольку это творческое дуновение очень напоминает душу мира.

* Святой Гермас, 'Пастырь', книга III, фрагмент VI. Еще один отрывок этого произведения, а именно первые его строки, мы приводим для сравнения с первыми строками 'Поймандра' (см. наст. изд.). - Прим. пер.

Примечание в начале рукописи приписывает Гермесу opedbnquhyemmne видение христианской троицы и даже извлекает из этого абсурдное объяснение имени Трисмегиста. Сюидас воспроизводит это мнение и цитирует герметический фрагмент, аналогичный этому фрагменту из 'Поймандра'. Он уверен, что эта теология напоминает догму Троицы в той форме, которую ей дала греческая Церковь, выводящая Духа из Отца через Сына. Но из этого нужно было бы заключить, что 'Поймандр' принадлежит более поздней эпохе, чем та, в которой установилась эта догма. Зародыши идей долго существуют в умах, прежде чем приобретают окончательную форму.

Второй творец, которого Бог родил своим словом, произвел семь управителей, управляющих небесными сферами и напоминающих Амшаспандов в Персии. Что касается человека, Бог создал его по своему образу. Возможно, это реминисценция из Библии, хотя эта идея существует также и в многобожии:

Finxit in effigiem modersntum cuncta Deorum. Вылепил точно по образу всех Богов.

* В богословском значении этого слова. - Прим. пер.

Согласно Филону, ангелы принимали участие в сотворении человека; именно так он объясняет употребление множественного числа в рассказе Моисея: 'После того, как он сказал, что все остальное было сотворено Богом, только в сотворении человека он показывает странную кооперацию. Бог сказал: 'Сделаем человека по нашему образу'. Слово 'сделаем' указывает на множество. Вселенский Отец обращается к своим Силам* и возлагает на них формирование смертной части нашей души, подражая искусству, с которым сам он создал нашу рассудочную часть, потому что он справедливо решил, чтобы главная часть человека была творением правителя, а то, что должно подчиняться, было бы творением подчиненных'^28. Это мнение есть в 'Поймандре'; типичный человек сотворен Богом через семь кругов, чьи правители сделали его таким, чтобы он участвовал в их природе. Та же идея высказана Макробием в его комментарии ко 'Сну Сципиона'. Что касается тела, то человек сотворил его сам, рассматривая свое отражение в воде и свою тень на земле; он воспылал любовью к своему образу, материя отдала ему свою любовь, и из их союза родилась форма. Возможно, здесь есть намек на легенду о Нарциссе. Эта легенда, объясненная одним из комментаторов Платона, связана с религией мистерий; это было одно из многочисленных выражений общей веры в мистические религии и философии: жизнь тела и смерть души, которая, увлеченная желаниями, ниспадает в потоки материи. Гермафродитный характер первичного человека в 'Поймандре' можно было бы сравнить с соответствующей идеей в 'Пире' Платона, где она представлена в гротескной форме; но более вероятно, что это отголосок Библии: 'он сотворил их мужчину и женщину'. Согласно Филону, который обширно комментирует Моисеев рассказ с точки зрения платоновских теорий, Бог qm`w`k` сотворил род людской, прежде чем сотворить личности разного пола. Кажется, Поймандр был еще более непосредственно инспирирован Книгой бытия, когда он добавил, что после разделения полов Бог сказал своим творениям: 'Растите в рост и размножайтесь в количестве'.

Правда, эта многословная форма, хотя и соответствует иудейскому гению, не встречается в Библии, которая говорит просто: 'Растите и размножайтесь'. Поэтому можно допустить, что автор имел в виду какую-то другую космогонию, не дошедшую до нас. Однако эта незначительная разница не может вызвать серьезных сомнений. Примечание Пселла к этому месту указывает на то, что многие века в этом видели иудейское влияние. 'Этот чародей, по-видимому, хорошо знал Святое Писание... Нетрудно разглядеть, каким был Поймандр у греков: это тот, которого у нас называют Принц мира, или кто-то из его приближенных, потому что, говорит Василий, дьявол - это вор, он обворовывает наши традиции'. Соответствия между 'Поймандром' и Евангелием святого Иоанна еще более значительные:

Поймандр

'Этот свет - это я, разум, твой Бог, предшествующий влажной природе, вышедшей из мрака, сияющий Глагол Разума, это Сын Бога.'

'Они не разделены, потому что в единстве их жизнь.'

'Слово Бога устремилось от низших стихий к чистому творению Природы и соединилось