с творческим Разумом, потому что он той же сущности.'
'В жизни и в свете состоит Отец всех вещей.'
'Вскоре опустился мрак... который переменился во влажную и беспокойную природу, и оттуда раздался нечленораздельный кажущийся принадлежащим свету голос; святой Глагол низошел из света на Природу.'
'То, что в тебе видит и слышит, - это Глагол Господа; Разум есть Бог Отец.'
'Я верю в тебя и я свидетельствую о тебе; я иду в жизни и в свете. О Отец, будь благословен; Человек, принадлежащий тебе, хочет разделить твою святость, ведь ты дал ему на это власть.'
Святой Иоанн
'Вначале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог.'
'Оно было в начале с Богом. '
'Все вещи рождены им, и ничто из рожденного не рождено без него.'
'В нем была жизнь, и жизнь была свет людей.'
'И свет во тьме светит, и тьма не объяла.'
'Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.'
'А тем, которые приняли его, верующим во имя его, дал bk`qr| быть чадами Божиими. '
Очень вероятно, что 'Поймандр' и Евангелие святого Иоанна были написаны со сравнительно небольшой разницей во времени, в среде, где были в ходу те же мысли и те же выражения, - один среди иудо-греков Александрии, другой среди иудо-греков Эфеса. Однако между ними существует глубокая разница, которая выражается следующими словами святого Иоанна: 'И Слово стало плотию, и обитало с нами'. Воплощение Слова - фундаментальная догма христианства, и поскольку в 'Поймандре' нет никакого следа этой догмы, не кажется правдоподобным, чтобы автору было о ней известно; иначе он на нее намекнул бы - или чтобы ее принять, или чтобы ее оспорить.
Весьма вероятно, что 'Поймандр' вышел из той школы терапевтов Египта, которую, к сожалению, так часто путают с эссенистами Сирии и Палестины. Филон установил между первыми и вторыми довольно знаменательные отличия. 'Эссенисты, - говорит он, - рассматривают рассудочную часть философии как не необходимую для достижения добродетели и оставляют ее любителям словесов. Физика им кажется выше человеческой природы; они оставляют ее тем, кто теряется в облаках, кроме вопросов, касающихся существования Бога и сотворения мира. Они занимаются прежде всего моралью'. Затем Филон описывает нравы эссенистов, и это описание можно было бы применить к первым христианским коммунам - настолько разительно подобие. Можно допустить, что именно среди них апостолы нашли своих первых учеников. Мне кажется, что 'Пастырь' Гермаса вышел из этой группы и что название произведения и имя автора внушили некоторым иудо-египетским терапевтам идею создать, из духа соперничества, нечто вроде апокалипсиса, но менее моралистского и более метафизического, и приписать его не современному Гермасу или Гермесу, а знаменитому Гермесу Трисмегисту, столь известному во всем Египте.
В 'Поймандре' действительно встречается множество черт, точно соответствующих тому, что Филон говорит о терапевтах, которых он считает примером созерцательной жизни: 'В исследовании святых книг они трактуют национальную философию в аллегориях и угадывают секреты природы интерпретацией символов'. Эта фраза, так же хорошо применимая и к аллегористической системе самого Филона, в то же время касается и космогонии 'Поймандра', хотя библейские тексты не взяты здесь как авторитет. Здесь уже появляются гностические системы, которые окончательно выйдут из более тесной комбинации иудаизма и эллинизма. Филон говорит еще, что терапевты, без конца занятые мыслью Бога, находят даже в своих снах видения красоты anfeqrbemm{u возможностей. 'Среди них есть такие, - говорит он, - которые даже в сновидениях открывают почтенные догмы священной философии'. Автор 'Поймандра' начинает свое произведение словами: 'Размышлял я однажды о вещах; моя мысль витала в высотах, и все мои органы чувств были притуплены, как в тяжелом сне, который следует за сытостью, нервным истощением или усталостью'. Затем он рассказывает свое видение, потом, записав его, он с наслаждением засыпает: 'Сон тела привел к прояснению разума, мои закрытые глаза видели истину'. Согласно Филону, у терапевтов был обычай молиться дважды в день, утром и вечером; автор 'Поймандра' после научения людей приглашает их на молитву с последними лучами заходящего солнца.
Распространившись среди иудеев Азии, христианские миссионеры понесли свои доктрины к иудеям Египта. Вместо трудовых нравов эссенистов, которые, согласно Филону, занимались ручными ремеслами, обобществляли продукты своего труда и сводили философию к