Неизвестен

Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока 4

1460-1476 года Фредом Фурнивалом (Fred J. Furnival)'*13. 'Книга Гермогенеса' также аккредитована Гермесу Трисмегисту^14.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ ГЕРМЕСА

Среди арабов и в средневековых латинских школах держался авторитет Гермеса не только как алхимика, но и как источника общей мудрости. Роджер Бэкон говорит о 'Гермесе Меркурии, отце философии'*15. Даниэль из Морли (of Morley) цитирует Трисмегиста и различает 'великого Меркурия' и его племянника 'Трисмегиста Меркурия'^16. Альберт Великий цитирует 'Так называемую 'Священную книгу Гермеса Асклепию'', астрологический трактат, греческая версия которого упоминалась нами ранее в главе о Гермесе, Орфее и Зороастре. И современник Альберта, Вильям из Оверни (of Auvergne), епископ Парижа, использовал некоторое время^18 диалог между Меркурием Трисмегистом, 'египетским философом и магом', и Асклепием из 'Liber de hellera' или 'De deo deorum' ('О боге богов'), которая предположительно является греческой 'Иера библос' ('Священной книгой'). В нем Гермес утверждает, что в травах и камнях таится божественное могущество. В 'Астрономическом образе'^19 Альберт Великий перечисляет ряд плохих книг о mejpnl`mrhweqjhu образах^20 Гермеса, с которыми христиане должны быть осторожны: книга образов для каждой из семи планет, следующий за ними восьмой трактат, работа 'О семи кольцах семи планет', книга о магических иллюзиях (liber praestigiorum)*21 и книга, обращенная к Аристотелю. Вильям из Оверни, вероятно, намекает на ту же литературу, когда он трижды повторяет историю из Гермеса о падших ангелах, цитируя в одном случае 'Семь планет' и в другом - 'Книгу Венеры'^22.

Альберт Великий также цитирует 'Книгу заклинаний' Гермеса в своем труде об овощах и растениях^23; Гермесу также приписывается 'Liber Alcorath' в известной под именем Альберта 'Liber aggregationis' или 'Experimenta Alberti'.

Астролог Цекко д'Асколи (Сессо d'Ascoli) в начале XIV века цитирует трактат Гермеса под названием 'De speculis et luce' ('Зеркала и света')^24. Это количество примеров средневековых цитат из Гермеса, разумеется, может быть значительно расширено, но достаточно проиллюстрировать важность его имени в поздней истории как магии и астрологии, так и алхимии.

АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ

Мы можем, однако, кратко просмотреть определенный род самих произведений, в основном, как и в случае цитат, магического и астрологического характера, появляющихся в средневековых манускриптах под именем Гермеса. Трактат о 15 звездах, 15 камнях, 15 травах и 15 образах* для выгравирования на камнях приписывается то Гермесу, то Еноху^25. Число 15 трудно отнести к планетам, знакам или деканам; в действительности 15 звезд - это 15 неподвижных звезд, которые, как считалось, пробуждают в других телах положительные качества. Джон Говер (Gower) в XIV веке рассматривал тот же предмет в своей 'Исповеди любовника' ('Confession amantis')^26. В средние века как Гермесу, так и Птолемею приписывалось 'Centiloquium' ('Сто Афоризмов'), или серии** кратких астрологических изречений. Некоторые манускрипты подразумевают, что 'Centiloquium' Гермеса было избранным из астрологических трактатов Гермеса, составленным Степаном Мессинским (Stephen of Messina) для царя Сицилии Манфреда*27. В пятнадцатом веке Гермесу приписан манускрипт с латинским трактатом внушительного объема о тридцати шести деканах и их астрологическом влиянии^28, но рассматривающем также и другие темы, имеющие отношение к предсказательной астрологии; и намного более короткий, но настолько же астрологический труд о происшествиях, о котором мы говорили, что он был переписан Хали прежде чем он был переведен на латынь^29. Книги 'Гермеса Философа' о возвращениях дня рождения* не установленного переводчика были изданы Вольфом в 1559 году^30. Работа о медицинской диагностике болезней по звездам без исследования мочи, приписанная Гермесу в Вольфенбюттельском манускрипте^31, вероятно, должна быть исключена из трактата на эту тему Вильяма Английского.

* См. конспект этого трактата в наст. изд. - Прим. пер.

** Различные у Гермеса и у Птолемея, в большинстве манускриптов подающиеся вместе. См. Птолемея в переработке Алана Лео в кн.: Михайлова И., Скородум Н. Звездный путь `qrpnknchh. - М., 1993. - С. 237-246. - Прим. пер.

О ШЕСТИ НАЧАЛАХ ВЕЩЕЙ

С XIII века, если не раньше, существует трактат 'Гермеса Меркурия Тройного' о шести принципах вещей^32 с прологом, касающимся трех Меркуриев^33, о которых мы уже знаем из предисловия Роберта Честерского. Здесь также первый отождествляется с Енохом, второй