об его гробнице там. Это последние крайности евгемеризма.
83 Следует заметить, что в основу представлений о египетском Ерме лег не один Тот. Ролью психопомпа он, я думаю, обязан в такой же степени и Анубису, сопоставленному с Венуатом 'открывателем путей'. Что Анубис также сопоставлялся с Ермой, на это нам свидетель тот же Плутарх, когда он говорит о том, что египтяне избрали пса символом Ермы, а также когда употребляет имя Ерманубис (cap. 61). Затем, роль изобретателя медицины наталкивала на смешения с Имхотпом. Хотя последний и назывался у греков то Асклинием, то Имуфом, но следы смешения заметны уже хотя бы из Эратосфена.
84 Cyr. Alex. I adv. Julian, p. 30.
85 Может быть, смешение с египетскими триадами.
86 Shorn. VI, 4.
87 Jambi. de Myst. 1, 2,5. Cl. Alex. Strom. 1, 15, 131, p.
356. Tertull. de anima II p. 538 (Oehier). Theoph. Antioch. Ad Autol. Ill, 82.
88 Пичман (Hermes Trism. 28) нашел возможным отметить только имя первого месяца и несколько географических имен.
89 De Christianisme chez les Coptes. Revue de l'hist. d. relig. XV, 76 и 83.
90 Например, Пс. 49, 21. 138, 16.
91 К такому мнению склонен А. Н. Веселовский в указанном сочинении: 'Из истории романа и повести' (с. 476). Он приводит также место в Pistis Sophia, где перечисляются места с их архонтами. Последние имеют головы различных животных, и между прочим среди них есть кинокефалы. Здесь, по всей вероятности, мы имеем дело с воспоминанием о 42 судьях, на которых есть намеки и в апокрифическом житии Иосифа Обручника. А. Н. упоминает также о 'песиглавцах' на наших изображениях страшного суда.
92 Lipsius, Die Apokryph. Apostelgesch. Ill, 77-96 в деяниях Ап. Андрея и Варфоломея, которые изданы Guidi в 'Rendiconti d. R. Accademia dei Lincei III и IV. Ср. Также житие св. мученика Меркурия (Wustenf., Synaxar, р. 135), где кинокефалы выступают совершенно так же, как и в 'деяниях', - мотив, очевидно, ходячий. Интересно, что они являются слугами именно св. Меркурия.
93 Наконец, всем известны легенды о Мученике Христофоре, родом кинокефале, перешедшие и на его изображения.
94 Одна из них издана у Розова, 'Христианская Нубия', р. 395.
95 См. А. Н. Веселовский 1. с. р. 331-363. Здесь же указана литература.
96 Изд. у Miiller's, Fragm. histor. Graecor. Ill, 560 sq.
97 Речь идет, очевидно, об изобретении грамоты. Впрочем, место испорчено.
98 Miiller, fragm. Ill, р. 270, 5.
99 Ibid. p. 572.
100 Остта - также формы Тота(?); см. с. 83 ел.
101 Имеется в виду, как я полагаю, ермопольская огдоада.
102 Hermes Trismeg. р. 33.
103 Hist. ancienne II p. 573. Взято из книги Вогюэ: 'Melanges d'Areheologie Orientale' pi. In. I, p. 106-108.
104 V, Epigr. 24.
105 A. H. Веселовский (1. с. p. 359) приводит место из нашего Еллинского летописца, которому также был известен 'Ермий тревеликий, сын Дия, муж хитр и оумоучен', великий изобретатель, который, не ведая будущего, 'Троицу Единосущную исповеда'.
106 Jos. Flav. Antiq. 1, 2, 3.
107 Malala, Chromogr. ed. Bonn. p. 26 sq.
108 Cf. Cedrenus I, p. 36, 15. Chron. Pasch. I, p. 85 sq. Aelian. V. H. (ed. Hersch.) XII, 4. XIV, 34.
МАРСЕЛИН ВЕРТЕЛО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ АЛХИМИИ
1 См. Климент Александрийский, 'Переплетения' (Stromates, VI, 4): 'Певец открывает процессию, неся что-либо, имеющее отношение к музыке. Необходимо, говорят, чтобы он знал наизусть две из книг Гермеса: первую - содержащую гимны богам, вторую - содержащую правила царской жизни. После певца выходит гороскоп, держащий в своих руках часы и пальму (ладонь - меру длины) - символы астрономии. Он должен знать и все время иметь на устах книги Гермеса, относящиеся к этой науке. Этих книг четыре: одна касается системы звезд, кажущихся неподвижными; другая книга о встрече и свете Солнца и Луны; две последние - об их восходе. Третьим идет священный писарь с перьями на голове и книгой в руках вместе с линейкой, на которой находятся чернила и тростник, служащие для писания. Он, в свою очередь, должен знать все, что касается иероглифов, космографии, географии, движения Солнца, Луны и пяти планет, хорографии Египта и описания Нила; он должен уметь описать священные орудия и украшения, так же как и места, предназначенные для них, меры и вообще все, что касается церемониала. За этими тремя, о которых мы только что говорили, выходит руководитель церемоний, держащий локоть (мера длины), как символ справедливости, и чашу для жертвенных возлияний. Он должен быть обучен всему, что