себе образом. Например, вместо того, чтобы совершать акт разумного познания во всей его полноте, мы либо доверяемся интуиции и только, либо ограничиваемся понятийным рассуждением. В последнем случае знание отчуждается от самого себя. Псевдодостоверность занимает место истинной проницательности, что приводит к разрушительным последствиям. Если указанный разрыв - между непосредственной интуицией и интеллектуальными построениями - начинает охватывать всю жизненную область, возникает своего рода паралич; человек и общество оказываются тогда изолированы от участия в выработке духовного видения. Осмысляя события 1806 г., ту роль, которую сыграл в поражении Империи Наполеон, Фихте начинает интерпретировать этот феномен как проявление 'анти-разума', основанного и направленного на разрушение 'духовной природы'.
Образ истории представлен у Фихте довольно сложно. С одной стороны, всякое претворение в жизнь связано с логическим порядком и его структурной последовательностью, когда логическое 'прежде' предшествует логическому 'после'. С другой стороны, независимо от этого порядка осуществляется акт свободы, который по сути своей есть рефлексия, то есть возвращение к самому себе. Так возникает второй, уникальный мир, наделенный бесконечно возрастающей индивидуацией, - мир как результат всех свободных решений. Слияние обоих миров достигается в творческом 'видении', которое является исторической реализацией 'духовной природы'. Как писал сам Фихте, 'лишь свойственные одним только людям отношения создают самих людей - и никакая другая, вне их находящаяся сила'. Никакая 'хитрость разума' не способна продвинуть общество вперед без личностного свободного усилия человека.
Литература:
1. Фукуяма Ф. Конец истории? Вопросы философии, 1990, - N 3, - с.134-
148.
2. Hahn K. Die Idee der Nation als Implikat der Interpersonalitats -
no Geschichtsthcorie // Fichte - Studien: Beitr. zur Geschichte no
Systematik der Transzedentalphilosophie.- Amsterdam, 1990. -Bd.2. -s.20-
27.3. Schrader W.H. Nation, Weltburgertum n. Synthesis der Geisterwelt
// Fichte - Studien: Beitr. zur Geschichte n. Systematik der
Transzendentalphilosophie.- Amsterdam, 1990. -Bd.2. -s.27-36.
4. Lauth R. Dostojewskis 'Traum eines lacherlichen Menschen' als
Auseinandersetzung mit Roussean n. Fichte // Lauth R. Transzendentale
Entwicklungslinien von Descartes bis zur Marx n. Dostojewski.- Hamburg,
1989. -s.422-434.
5. Siemek M. Husserl n. das Erbe der Transzendentalphilosophie //
Fichte - Studien: Beitr. zur Geschichte n. Systematik der
Transzendentalphilosophie.- Amsterdam, 1990. -Bd.1. -s.145-152.
6. Lauth R. Transzendentale Basis, Materialismus n. Religion //
Fichte - Studien: Beitr. zur Geschichte n. Systematik der
Transzendentalphilosophie.- Amsterdam, 1990. -Bd.1. -s.132-144.
7. Доклад на Международной фихтевской конференции, проходившей с 21
по 25 апреля 1992 г. в г. Капошвар (Венгрия).
8. Hahn K. Die Gegenwartsrelevanz von Fiches Igee der Nation no
Proudhons Idee der Foderation.- Handschrift. -s.45.
9. Lauth R. Die Handlung in der Geschichte nach der
Wissenschaftslehre // Lauth R. Transzendentale Entwicklungslinien von
Descartes bis zur Marx n. Dostoqewski.- Hamburg, 1989. -s.397-410.