понятие кармы (действия, энергии [совокупных] действий живых существ , см. гл.3,6), в некотором смысле обобщающее понятие энергии.
Закон кармы... есть закон сохранения моральной энергии (С. Радхакришнан, Индийская философия).
Именно под власть кармы попадают все, пускающиеся в небезопасные оккультные опыты, сопровождаемые бесплатными (в смысле физических законов) чудесами. Разумеется, ни о какой формализации, количественном подсчете заслуг и грехов речи все-таки быть не может - закон кармы гораздо более сложен и по-разному проявляется на разных уровнях.
Понятие энергии в философии христианства в значительной степени основано на учении Аристотеля, который обозначал им актуальность вещи в отличие от ее потенциального бытия.
Энергия есть естественная сила, которою изъясняется каждая сущность. Энергия есть естественная и первая вечно движущаяся сила разумной души, то есть, вечно движущийся ее разум, естественным образом из нее изливающийся (Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры).
При этом учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии (Соборное определение 1351 г. против Варлаама и Акиндина). Григорий Палама (см. гл.5) постулировал различие сущности и энергий Бога ( энергия есть сам Бог, Бог же не есть его энергия ):
Впрочем славу и сияние даже в тварной природе никогда не назовешь сущностью; как же тогда можно считать божественную славу сущностью Бога, - Бога, Который, будучи неприобщаем, невидим, неосязаем, по сверхсущей силе делается приобщаем, доступен, явен и в созерцании становится един дух (1 Кор.6:17) с чистыми сердцем (Гр. Палама, Триады, 2.3.66).
Приведем концентрированное изложение сути паламитских взглядов у А.Ф. Лосева:
Энергия, рассуждали паламиты, не вносит в Божество никакого разделения, или рассечения, ибо сущность остается сама по себе как бы носительницей этих энергий. Переходя к твари и освящая ее, она сама отнюдь не становится тварью, но продолжает быть неотделимой от Бога, т.е. самим Богом. Имя Бог , говорили они, должно быть прилагаемо не только к сущности Божией, но и к Его энергиям. Всякая энергия и все энергии вместе суть сам Бог, хотя Бог и не есть Его энергия, ни какая-нибудь одна, ни все взятые вместе. Получался у исихастов, таким образом, целый ряд антиномий, и среди них, прежде всего, антиномия существа и энергии, а затем антиномия энергии Божией и твари. Существо - нераздельно, непознаваемо, нерасчленимо; энергии раздельны, расчленяемы, сообщимы. Существо как таковое - не-энергийно, не проявляется, не сообщается; существо как данное в своих энергиях энергийно, проявляется, сообщается. Существо Божие есть Бог сам; энергия существа неотделима от самого существа; след., энергия Божия есть сам Бог. Но, с другой стороны, Бог сам в себе отличен от Своих энергий; и, значит, Бог не есть Его энергия... Человек - тварь; след., он - не Бог по существу и не может стать таковым. Но человеку сообщима энергия Божия, которая есть сам Бог. Следовательно, человек есть бог - уже по причастию, стало быть, и по благодати, а не по сущности, и - может, должен стать им, т.е. энергийно стать, неотлично отождествиться с ним по смыслу, имея единственное отличие от него - по сущности, по субстанции, по факту, по бытию (А. Ф. Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, М., Мысль, 1993, с. 866).
Проблема трансцендентности и имманентности Бога решается в православии именно на основе положения об этом различии - энергии и сущности Бога. Хотя учение Паламы было закреплено догматически, паламитские споры продолжались еще долгое время и остались незавершенными после падения Византии; интерес к ним сохраняется до сих пор (см. книгу Синергия ).
Положения, до некоторой степени аналогичные православному учению о божественных энергиях, легко найти и в других традициях:
Как от костра, сложенного на земле и ограниченного костровищем, рассеивается свет, так же и вся вселенная - это рассеянная энергия великого Брахмана. И как различен - более или менее - свет, рассеиваясь дальше или ближе от костра, - такие же различия есть в энергии безличного Брахмана. Брахма, Вишну и Шива - это его основные энергии. Им подчиняются божества, божествам подчиняются якши, якшам подчиняются люди скот, дикие птицы и рептилии, а деревья и растения - это младшие из энергий (Вишну Пурана 1.22).
Энергия Бога есть его Воля; его сущность состоит в желании того, чтобы мир был; ибо Бог-Отец-Благо есть не что иное, как существование всех вещей, даже тогда, когда их