с личными именами, вероятно, согласится с тем, что тайна, окружающая имена особ царского происхождения, не является каким-то исключительным явлением или выражением придворного раболепия. Она является не более как частным приложением общего закона первобытного мышления, в сферу действия которого попадают простые смертные, боги, цари и жрецы
Глава XXIII
НАШ ДОЛГ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРВОБЫТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Список табу, распространяющихся на правителей и жрецов, можно без труда продолжить, но для их иллюстрации достаточно приведенных выше примеров. В заключение нам остается сформулировать общие выводы, к которым мы пришли в проведенном исследовании. На стадии дикости и варварства мы часто сталкиваемся с людьми, которым суеверие их соплеменников приписывает способность контролировать ход природных явлений. Таким людям поклоняются как божествам. В данном контексте нас не занимает вопрос о том, обладают ли эти боги в образе людей исключительно духовной или также и светской властью над жизнью и состоянием своих почитателей; другими словами, являются ли они только богами или вдобавок еще и правителями. Здесь нас интересуют лишь якобы присущие им божественные атрибуты; благодаря им в глазах верующих они становятся гарантами непрерывности и упорядоченности природных явлений, от которых зависит существование человечества. Жизнь и здоровье такого рода богочеловека являются предметом заботливого внимания со стороны людей, чье благополучие и само существование неразрывно связано с его благополучием. Эти люди принуждают его следовать правилам, которые ум первобытного человека изобрел во избежание опасностей, угрожающих плоти (не исключая последней из них, смерти). Из предыдущего явствует, что речь здесь идет о правилах поведения, которым, по мнению первобытного мыслителя, должен следовать каждый благоразумный человек, если он хочет прожить долгую жизнь. Однако, если соблюдение этих правил частными лицами является делом их индивидуального выбора, богочеловеку его навязывают под страхом смещения с высокого поста и даже смерти. Верующие слишком заинтересованы в жизни богочеловека, чтобы позволить ему безответственно обращаться с ней. Отсюда старые как мир, причудливые суеверия, предписания, освященные веками, поговорки — плод изобретательного ума первобытного философа, до сих пор передаваемые бабушками, как бесценные сокровища, собравшимся у семейного очага внукам. В центре этих древних фантазий — правитель, то есть челове-кобог. Последний, как муха в паутине, запутался в сетях запретов и предписаний и едва мог шевельнуться в его «легких, как воздух, и крепких, как железо», тенетах, которые, переплетаясь между собой, затягивали человекобога в лабиринт, вывести из которого его могли только низложение или смерть. Для людей, интересующихся историей, жизнь древних правителей и жрецов чрезвычайно поучительна. В ней сосредоточилось все, что казалось мудрым во времена, когда мир был еще молод. По этому совершенному образцу стремились строить свою жизнь другие люди; они видели в ней безупречную модель, построенную в полном соответствии с канонами варварской философии. А философия эта, какой бы грубой и ложной она нам ни казалась, была логически последовательной. Она берет начало в представлении о носителе жизни как о крошечном существе, как о душе, пребывающей в живом существе, но отличной и отделимой от него. Для практического руководства жизнью эта философия выводит из исходного принципа систему правил, которые в общем и целом гармонируют ДРУг с другом и составляют связное целое. Фатальный порок всей системы скрывается не в характерном для нее способе Рассуждения, а в ее посылках, то есть в неверном представлении о природе жизни. Но с нашей стороны было бы признаком глупости и неблагодарности клеймить эти предпосылки как смехотворные единственно на том основании, что их ложность мы можем легко обнаружить. Мы стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству длительных, мучительных усилий. И мы испытываем чувство благодарности по отношению к безымянным, забытым труженикам, чей терпеливый поиск и кипучая деятельность сделали нас тем, чем мы ныне являемся. Та или иная конкретная эпоха, не говоря уже о конкретном человеке, может внести в сокровищницу знания лишь весьма незначительный вклад. Поэтому пренебрежительно относиться ко всей сокровищнице, похваляясь несколькими крупицами, которые внесла в нее наша эпоха,— это значит быть глупым и бесчестным. В настоящее время мала опасность недооценкиЗолотая ветвь (Часть 3), страница 1Золотая ветвь (Часть 3), страница 2Золотая ветвь (Часть 3), страница 3Золотая ветвь (Часть 3), страница 4Золотая ветвь (Часть 3), страница 5Золотая ветвь (Часть 3), страница 6Золотая ветвь (Часть 3), страница 7Золотая ветвь (Часть 3), страница 8Золотая ветвь (Часть 3), страница 9Золотая ветвь (Часть 3), страница 10Золотая ветвь (Часть 3), страница 11Золотая ветвь (Часть 3), страница 12Золотая ветвь (Часть 3), страница 13Золотая ветвь (Часть 3), страница 14Золотая ветвь (Часть 3), страница 15Золотая ветвь (Часть 3), страница 16Золотая ветвь (Часть 3), страница 17Золотая ветвь (Часть 3), страница 18Золотая ветвь (Часть 3), страница 19Золотая ветвь (Часть 3), страница 20Золотая ветвь (Часть 3), страница 21Золотая ветвь (Часть 3), страница 22Золотая ветвь (Часть 3), страница 23Золотая ветвь (Часть 3), страница 24Золотая ветвь (Часть 3), страница 25Золотая ветвь (Часть 3), страница 26Золотая ветвь (Часть 3), страница 27Золотая ветвь (Часть 3), страница 28Золотая ветвь (Часть 3), страница 29Золотая ветвь (Часть 3), страница 30Золотая ветвь (Часть 3), страница 31Золотая ветвь (Часть 3), страница 32Золотая ветвь (Часть 3), страница 33Золотая ветвь (Часть 3), страница 34Золотая ветвь (Часть 3), страница 35Золотая ветвь (Часть 3), страница 36Золотая ветвь (Часть 3), страница 37Золотая ветвь (Часть 3), страница 38Золотая ветвь (Часть 3), страница 39Золотая ветвь (Часть 3), страница 40Золотая ветвь (Часть 3), страница 41Золотая ветвь (Часть 3), страница 42Золотая ветвь (Часть 3), страница 43Золотая ветвь (Часть 3), страница 44Золотая ветвь (Часть 3), страница 45Золотая ветвь (Часть 3), страница 46Золотая ветвь (Часть 3), страница 47Золотая ветвь (Часть 3), страница 48Золотая ветвь (Часть 3), страница 49Золотая ветвь (Часть 3), страница 50Золотая ветвь (Часть 3), страница 51Золотая ветвь (Часть 3), страница 52Золотая ветвь (Часть 3), страница 53Золотая ветвь (Часть 3), страница 54Золотая ветвь (Часть 3), страница 55Золотая ветвь (Часть 3), страница 56Золотая ветвь (Часть 3), страница 57Золотая ветвь (Часть 3), страница 58Золотая ветвь (Часть 3), страница 59Золотая ветвь (Часть 3), страница 60Золотая ветвь (Часть 3), страница 61Золотая ветвь (Часть 3), страница 62Золотая ветвь (Часть 3), страница 63Золотая ветвь (Часть 3), страница 64Золотая ветвь (Часть 3), страница 65Золотая ветвь (Часть 3), страница 66Золотая ветвь (Часть 3), страница 67Золотая ветвь (Часть 3), страница 68Золотая ветвь (Часть 3), страница 69Золотая ветвь (Часть 3), страница 70Золотая ветвь (Часть 3), страница 71Золотая ветвь (Часть 3), страница 72Золотая ветвь (Часть 3), страница 73Золотая ветвь (Часть 3), страница 74Золотая ветвь (Часть 3), страница 75Золотая ветвь (Часть 3), страница 76Золотая ветвь (Часть 3), страница 77Золотая ветвь (Часть 3), страница 78Золотая ветвь (Часть 3), страница 79Золотая ветвь (Часть 3), страница 80Золотая ветвь (Часть 3), страница 81Золотая ветвь (Часть 3), страница 82Золотая ветвь (Часть 3), страница 83Золотая ветвь (Часть 3), страница 84Золотая ветвь (Часть 3), страница 85Золотая ветвь (Часть 3), страница 86Золотая ветвь (Часть 3), страница 87Золотая ветвь (Часть 3), страница 88Золотая ветвь (Часть 3), страница 89