Истина состоит в том, что современный дух у всех тех, кто в какой-нибудь степени им заражен, предполагает подлинную ненависть к тайне и ко всему, что ее напоминает, в любой области... Современное состояние сознания устроено так, что оно не может переносить никакой тайны... (Р. Генон, Царство количества и знамения времени, с. 89, 90)
Что касается слов С. Хокинга о том, что достижения естественных наук привели к унижению для философии с ее великими традициями от Аристотеля до Канта (Краткая история времени, с.147), мы попытались показать, что мысль человека не начинается с Аристотеля и не кончается Кантом. Еще более важно, что кроме философии (Афин) в традиции западной культуры существует Иерусалим (см., напр., книгу Л. Шестова Афины и Иерусалим ). Более того, кругозор современной науки весьма ограничен, поскольку в ходе исторического прогресса она не только много приобрела, но и слишком многое забыла. В осознании этих потерь кроется и источник оптимизма.
Знай, что все замечательные науки, известные нам -
лишь два или три букета из Сада.
Мы посвящаем себя этим двум или трем,
поскольку захлопнули для себя двери Сада (Руми, Маснави 6).
Задача расширения кругозора, включающая синтез научных и религиозных представлений в цельное мировоззрение, остается тем самым актуальной. Более того, ее решение необходимо для продолжения существования и полноценной жизни человечества.
Язык является трояким: он используется по отношению к вещам, он используется для того, чтобы обратиться к людям, и он используется тогда, когда мы слушаем Бога. И это должен быть один и тот же язык... На одном и том же языке я должен говорить: Господь мой пастырь , Два и два равно четырем и Как поживаете , и мое душевное здоровье зависит от моей способности чередовать их... Для этого нам и нужны наука, молитва, разговор - все три, иначе люди погибнут. И сегодня они погибают от избытка математики, от бомб, созданных наукой (О. Розеншток-Хюсси, Бог заставляет нас говорить, с. 187-188).
Однако такой синтез должен брать лучшее, а не худшее (формальное) из исторической науки и религии и происходить в первую очередь не на социальном, а на личном уровне (построение храма внутри себя).
Пока вера не станет неверием [или: ересью], а неверие - верой,
Не будет на свете истинных мусульман.
Пока не рухнут медресе и минареты,
Наше святое дело не будет завершено.
(Абу-Саид ибн Аби Хайра, цит. по: Идрис Шах, Путь суфия; ср. с Ин.4:20-24)
Литература
После трапезы я попросил Исаию вернуть миру утраченные книги: он сказал, что ни одна важная книга не утрачена. То же сказал Иезекииль (У. Блейк, Бракосочетание рая и ада).
Составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела (Экклесиаст 12:12).
В начале беседы он снабдил Алексея Спиридоновича обстоятельной библиографией по интересовавшему его вопросу, но потом список книг вежливо отобрал и вместо него дал адрес водолечебницы с усовершенствованными душами (И. Эренбург, Необычайные похождения Хулио Хуренито).
Н.В.Абаев. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае (в приложении - Сутра Помоста и др.тексты). Новосибирск, Наука, 1989.
Августин. О граде Божием. Минск, 2000.
Э. Авени. Империи времени. София, 1998.
Авеста в русских переводах. СПб, 1998.
Агада (сказания, притчи, изречения из Талмуда и мидрашей). М., 1993.
Ст.Андреас, Кон.Андреас. Сердце мозга. Екатеринбург, 1993.
В.П.Андросов. Нагарджуна и его учение. М., Наука, 1990.
Ансельм Кентерберийский. Сочинения (в приложении - трактат П.Дамиани О божественном всемогуществе ). М., Канон, 1995.
Апокрифические апокалипсисы. СПб, Алетейя, 2000.
Апокрифы древних христиан. М., Мысль, 1989.
Г.Бейтсон, М.К.Бейтсон. Ангелы страшатся. М., 1994.
Ч.Беннет. Демоны, двигатели и второе начало термодинамики. В мире науки, 1988, No1, с.52.
Б.И.Берман. Библейские смыслы. М., 1997.
Дж.Ф.Бирлайн. Параллельная мифология. М, 1997.
Д.Бом. О самом важном. Беседы Д.Кришнамурти с Д.Бомом. М., Либрис, 1996.
Н.Бор. Собр. науч. трудов, т.2, М., Наука, 1971.
М.Борн. Размышления и воспоминания физика. М., Наука, 1977.
Джордано Бруно. Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997; Избранное, Самара, 2000.
М.Бубер. Два образа веры. М., Республика, 1995; Хасидские предания. М., Республика, 1997.
Буддийский взгляд на мир, под ред. Е.П.Островской и В.И.Рудого,