распространенного на сегодняшний день, но часто неосознаваемого антропоцентризма.
Новаторской можно назвать еще одну принципиально значимую для авторов идею, а именно: признание того, что наука - рациональная по своей сути деятельность - не только не чужда иррациональным влияниям, но включает их в себя, в том числе в виде религиозных идей и веры, мистики, магии и пр. Самое главное, что данная идея не просто утверждается как некий тезис, но авторы на многочисленных примерах и текстах пытаются убедить в этой идее читателя.
Обратив внимание на указанные две новаторские идеи, проведенные по всему тексту, могу с уверенностью сказать, что Ирхин и Кацнельсон, особо не рефлексируя по данному поводу, идут в авангарде отечественных исследований в области философии науки, подавая завидный пример тем, кто относит себя к профессиональным философам в этой области.
БЕЗБОЖНИК. Верно отметила товарищ заведующая бывшей кафедрой диалектического материализма! Это событие в культурной жизни города - вот пусть Наука Урала и пишет об авторах на последней странице, где про самодеятельных художников и поэтов печатают. У нас свобода совести, каждый имеет полное право в свободное время хоть в бога верить, хоть в оперный театр ходить. А как говорил Ильич, ни одному из буржуазных профессоров, способных давать самые ценные результаты в своей узкой отрасли, ни на йоту нельзя доверять в социальных обобщениях!
РЕДАКТОР. Ну, по поводу этой книги и Ильича профессор Мирошников в прошлом номере уже все сказал. (К зрителям) Кстати, теперь прошлые номера газеты доступны в электронной сети Интернет на сайте Президиума УрО РАН. Заходите по адресу: www.main.uran.ru, милости просим.
ПРИМКНУВШИЙ. А сами-то вы, господин редактор, что по этому поводу думаете?
БЕЗБОЖНИК. Да-да, хотелось бы услышать вашу принципиальную позицию...
ЭРУДИТ. А ничего он не думает. Он радуется, что информационный повод для материала произошел, и что в чужой дискуссии поучаствовать можно, пользуясь служебным положением.
РЕДАКТОР (смутившись). А что я? Я книги не читал, на конференции не был... Я чужие рукописные тексты к печати готовлю. Вот за цитаты отвечаю, а так - с меня и взятки гладки. (Вдруг, опомнившись) Пресвятая Богородица, а как же задача борьбы с лженаукой?! Я же должен... (Машет рукой, горестно) Да кто его разберет, где тут лженаука-то сидит, с которой стороны... Может, ее тут и нету вовсе?
А.Якубовский
(с) В.Ю. Ирхин, М.И. Кацнельсон
(c) оформление ООО У-Фактория
Екатеринбург, издательство У-Фактория, 2000.
Переплет твердый, 512 с. Тираж 1500. Библиография - около 100 назв.
Электронная версия несколько отличается от бумажного текста.
По отдельным главам книга расположена на
http://www.imp.uran.ru/ktm_lab/irkhin/
Авторы будут благодарны за критические замечания и предложения.
По вопросам коммерческого использования данного текста или любой его части, а также с заявками на приобретение бумажной версии обращаться по адресу: Valentin.Irkhin@imp.uran.ru