Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

Раздоры и междоусобные войны всегда отличались

тем большей интенсивностью, чем различнее были соприкасавшиеся между собой расы.

Когда они слишком несходны между собой, становится совершенно невозможным

заставить их жить под одними учреждениями и одними законами. История больших

империй, образованных из различных рас, всегда была тождественна. Они исчезали

чаще всего вместе со своим основателем. Из современных наций одни только

голландцы и англичане успели подчинить своему игу азиатские народы, совершенно

отличающиеся от них, но это им удалось только потому что они умели уважать

нравы, обычаи и законы этих народов, предоставляя в действительности им самим

управлять собой и ограничивая свою роль взиманием налогов, торговыми сношениями

и поддержанием мира.

За этими редкими исключениями все большие империи, объединяющие несходные

народы, могут быть созданы только силой и осуждены погибнуть от насилия.

Для того, чтобы нация могла образоваться и долго существовать, нужно чтобы она

образовывалась медленно, постепенным смешением рас, мало отличных друг от друга,

постоянно скрещивающихся между собой, живущих на одной территории, подчиняющихся

действию одной и той же среды, имеющих одни и те же учреждения и одни и те же

верования. Эта различные расы могут тогда, по истечении нескольких веков,

образовать очень однородную нацию.

По мере того как старится мир, расы становятся все более и более устойчивыми, и

их изменения путем смешений - все более и более редкими. Вступая в возраст,

человечество чувствует, что бремя наследственности становится все тяжелее и

изменения все труднее. Что касается Европы, то можно сказать, что эра

образования исторических рас для нее в скором времени завершится.

Отдел второй

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РАС ОБНАРУЖИВАЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ИХ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Глава 1 ИСТОРИЯ НАРОДОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ИХ ХАРАКТЕРА

История народа вытекает всегда из его душевного склада. - Различные примеры. -

Как политические учреждения Франции вытекают из души расы. - Их действительная

неизменность под кажущейся изменчивостью. - Наши самые различные политические

партии преследуют, под различными названиями, одинаковые политические цели. -

Централизация и уничтожение личной инициативы в пользу государства. - Как

французская революция только исполняла программу древней монархии. -

Противоположность между идеалом англосаксонской расы и латинским идеалом.

Инициатива гражданина, замененная инициативой государства. - Приложение

изложенных в настоящем труде принципов к сравнительному изучению развития

Северо-Американских Соединенных Штатов и испано-американских республик. -

Причины процветания одних и упадка других, несмотря на одинаковые политические

учреждения. - Формы правления и учреждения имеют только очень слабое влияние на

судьбы народов. - Эта судьба вытекает главным образом из их характера.

История в главных своих чертах может быть рассматриваема как простое изложение

результатов, произведенных психологическим складом рас. Она проистекает из этого

склада, как дыхательные органы рыб из жизни их в воде. Без предварительного

знания душевного склада народа история его кажется каким-то хаосом событий,

управляемых одной случайностью. Напротив, когда душа народа нам известна, то

жизнь его представляется правильным и фатальным следствием из его

психологических черт. Во всех проявлениях жизни нации мы всегда находим, что

неизменная душа расы сама ткет свою собственную судьбу.

В особенности в политических учреждениях наиболее очевидно проявляется верховная

власть расовой души. Нам легко будет доказать это несколькими примерами.

Возьмем сперва Францию, т.е. одну из мировых стран, испытавших наиболее глубокие

перевороты, где в несколько лет учреждения изменялись по виду самым коренным

образом, где партии кажутся не только различными, но как будто даже

несовместимыми между собой. Но если мы посмотрим с психологической точки зрения

на эти по-видимому столь несходные, на эти вечно борющиеся партии, то нам

придется констатировать, что они в действительности обладают совершенно

одинаковым общим фондом, точно представляющим идеал их расы. Непримиримые,

радикалы, монархисты, социалисты, одним словом, все защитники самых различных

доктрин преследуют под разными ярлыками совершенно одинаковую цель: поглощение

личности государством. То, чего они одинаково горячо все желают, - это старый

нейтралистский и цезаристский режим, государство, всем управляющее, все