то всегда толпа вызывает его падение. Тогда-то
обнаруживается ее главная роль, и на время философия численности является,
по-видимому, единственной философией истории.
Будет ли так же и с нашей цивилизацией? Мы можем этого бояться, но еще не можем
этого знать. Что бы там ни было, но мы должны покориться и пережить царство
толпы.
Эту толпу, о которой начинают так много говорить, мы знаем очень мало.
Профессиональные психологи, жившие вдали от нее, всегда ее игнорировали, а если
занялись ею в последнее время, то лишь с точки зрения ее преступности. Без
сомнения, есть преступная толпа, но есть также толпа добродетельная, героическая
и много других. Преступления толпы составляют лишь частный случай ее психологии;
нельзя узнать духовную организацию толпы, изучая только ее преступления, так же
как нельзя узнать духовную организацию какой-нибудь личности, изучая только ее
пороки. Впрочем, говоря по правде, все властители мира, все основатели религий
или государств, апостолы всех верований, выдающиеся государственные люди и, в
сфере более скромной, простые вожди маленьких человеческих общин всегда были
бессознательными психологами, инстинктивно понимающими душу толпы и часто -
очень верно. Именно благодаря этому пониманию, они и становились властелинами
толпы. Наполеон прекрасно постиг психологию масс той страны, в которой
царствовал, но зачастую выказывал полное непонимание психологии толпы других
народов и рас.
Самые хитрые из его советников понимали эту психологию не лучше его. Талейран,
например, писал Налолеону, что Испания примет его солдат как освободителей . Но
она отнеслась к ним, как к хищным зверям. Психолог же, понимающий наследственные
инстинкты расы, легко мог бы это предвидеть. Только потому что он не понимал
этой психологии, он и мог вести войну с Испанией и Россией, нанесшую его
могуществу удар, от которого оно погибло.
Знание психологии толпы составляет в настоящее время последнее средство,
имеющееся в руках государственного человека, - не для того, чтобы управлять
массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком
много воли над собой.
Только вникая глубже в психологию масс, можно понять, до какой степени сильна
над ними власть внушенных идей. Толпами нельзя руководить посредством правил,
основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что
может произвести на нее впечатление и увлечь ее. Если, например, какой-нибудь
законодатель желает учредить новый налог, то должен ли он в таком случае выбрать
такой налог, который будет наиболее справедливым? Никоим образом! Самый
несправедливый налог может в практическом отношении оказаться самым лучшим для
масс. Если такой налог не бросается в глаза и кажется наименее тяжелым, он всего
легче будет принят массами. Поэтому косвенный налог, как бы он ни был велик, не
вызовет протеста толпы, так как он не стесняет ее привычек и не производит на
нее впечатления, ибо взимается ежедневно и уплачивается по мелочам при покупке
предметов потребления. Но попробуйте заменить этот налог пропорциональным
налогом на заработок или другие доходы и потребуйте уплаты этого налога сразу, -
вы вызовете единодушные протесты, хотя бы теоретически этот налог и был бы в
десять раз легче первого. Вместо незаметных копеек, уплачиваемых ежедневно, тут
получается сравнительно высокая сумма, и в тот день, когда ее придется вносить,
она покажется чрезмерной и потому уже произведет внушительное впечатление. Если
бы откладывать постепенно по грошу, то, конечно, она не показалась бы такой
большой, но подобный экономический прием указывал бы на предусмотрительность, к
которой вообще толпа неспособна.
Указанный пример весьма прост, и справедливость его бросается в глаза. Такой
психолог, как Наполеон, конечно, понимал это, но большинство законодателей, не
знающих души толпы, не заметят этой особенности. Опыт еще недостаточно убедил их
в том, что нельзя руководить массами посредством предписаний только одного
разума.
Психология масс может иметь применение и во многих других случаях. Она бросает
свет на множество исторических и экономических фактов, которые без нее были бы
совершенно необъяснимы. Я буду иметь случай указать здесь, что если самый
замечательный из современных историков, Тэн, так плохо понимал в некоторых
случаях события нашей великой революции, то это произошло лишь потому что он
никогда не думал изучать душу толпы. Он взял для себя руководством при