толпе нет предумышленности; она может последовательно пройти всю школу
противоречивых чувствований, но всегда будет находиться под влиянием возбуждений
минуты. Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные
стороны, а затем падающие на землю. Говоря далее о некоторых видах революционной
толпы, мы укажем несколько примеров изменчивости ее чувств.
Из-за этой изменчивости толпой очень трудно руководить, особенно если часть
общественной власти находится в ее руках. Если бы нужды обыденной жизни не
представляли собой род невидимого регулятора вещей, то народодержавие не могло
бы долго просуществовать. Но хотя все желания толпы всегда бывают очень
страстными, они все же продолжаются не долго, и толпа так же мало способна
проявить настойчивую волю, как и рассудительность.
Толпа не только импульсивна и изменчива; как и дикарь, она не допускает, чтобы
что-нибудь становилось между ее желанием и реализацией этого желания. Толпа тем
менее способна допустить это, что численность создает в ней чувство
непреодолимого могущества. Для индивида в толпе понятия о невозможности не
существует. Изолированный индивид сознает, что он не может один поджечь дворец,
разграбить магазин, а если даже он почувствует влечение сделать это, то легко
устоит против него. В толпе же у него является сознание могущества,
доставляемого ему численностью, и достаточно лишь внушить ему идеи убийства и
грабежа, чтобы он тотчас же поддался искушению. Всякое неожиданное препятствие
будет уничтожено толпой со свойственной ей стремительностью, и если бы
человеческий организм допускал неослабевающее состояние ярости, то можно было бы
сказать, что нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, - это
ярость.
В раздражительности толпы, в ее импульсивности и изменчивости, так же как и во
всех народных чувствах, которые мы будем рассматривать далее, всегда проявляются
основные черты расы, образующие неизменную почву, на которой развиваются все
наши чувства. Всякая толпа всегда раздражительна и импульсивна - это вне
сомнения. Но степень этой раздражительности и импульсивности бывает различна.
Так, например, разница в этом отношении между латинской и англосаксонской толпой
поразительна, и даже в новейшей истории есть факты, указывающие на это.
Достаточно было, например, опубликования двадцать пять лет тому назад простой
телеграммы, сообщающей о предполагаемом оскорблении посланника, для того, чтобы
произошел взрыв ярости, немедленным результатом которого явилась ужасная война.
Несколько лет спустя телеграфное извещение о незначительной неудаче в Лангсоне
опять вызвало новый взрыв, который повлек за собой низвержение правительства. В
то же время гораздо более значительная неудача английской экспедиции в Хартуме
вызвала в Англии лишь весьма слабое волнение, и никакое министерство от этого не
пострадало. Толпа всегда обнаруживает черты женского характера, и всего резче
эти черты выражаются в латинской толпе. Кто опирается на нее, тот может
взобраться очень высоко и очень быстро, но постоянно будет прикасаться к
Тарпейской скале* и всегда должен ожидать, что в один прекрасный день он будет
свергнут с этой скалы.
* В Древнем Риме с Тарпейской скалы сбрасывали осужденных на смерть
государственных преступников. (Прим.ред.).
§2. ПОДАТЛИВОСТЬ ВНУШЕНИЮ И ЛЕГКОВЕРИЕ ТОЛПЫ
Мы уже говорили, описывая толпу, что одним из ее общих свойств является
необыкновенная податливость внушению. Мы указывали, что во всякой человеческой
агло-
мерации внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое
ориентирование чувств в известном направлении. Как бы ни была нейтральна толпа,
она все-таки находится чаще всего в состоянии выжидательного внимания, которое
облегчает всякое внушение. Первое формулированное внушение тотчас же передается
вследствие заразительности всем умам, и немедленно возникает соответствующее
настроение. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея,
овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Толпа так же легко совершит
поджог дворца, как и какой-нибудь высший акт самоотвержения; все будет зависеть
от природы возбудителя, а не от тех отношений, которые у изолированного индивида
существуют между внушенным актом и суммой рассудочности, противодействующей его
выполнению.
Блуждая всегда на границе бессознательного, легко подчиняясь всяким внушениям и
обладая буйными чувствами, свойственными тем существам, которые не могут
подчиняться