Если он успеет в этом, то цель его будет достигнута, и
двадцать томов речей, всегда придуманных потом, зачастую не стоят нескольких
удачных фраз, произнесенных в должную минуту и подействовавших на умы тех, кого
нужно было убедить.
Считаем лишним прибавлять здесь, что эта неспособность толпы правильно
рассуждать мешает ей критически относиться к чему-либо, т.е. отличать истину от
заблуждений и имеет определенное суждение о чем бы то ни было. Суждения толпы
всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения. Но
как много есть людей, которые не возвышаются в данном случае над уровнем толпы!
Легкость, с которой распространяются иногда известные мнения, именно и зависит
от того, что большинство людей не в состоянии составить себе частное мнение,
основывающееся на собственных рассуждениях.
§3. ВООБРАЖЕНИЕ ТОЛПЫ Как у всех существ, неспособных к рассуждению,
воспроизводительная способность воображения толпы очень развита, очень
деятельна, и очень восприимчива к впечатлениям. Вызванные в уме толпы
каким-нибудь лицом образы, представление о каком-нибудь событии или случае по
своей живости почти равняются реальным образам. Толпа до некоторой степени
напоминает спящего, рассудок которого временно бездействует и в уме которого
возникают образы чрезвычайно живые, но эти образы скоро рассеялись бы, если бы
их можно было подчинить размышлению. Для толпы, неспособной ни к размышлению, ни
к рассуждению, не существует поэтому ничего невероятного, а ведь невероятное-то
всегда и поражает всего сильнее.
Вот почему толпа поражается больше всего чудесной и легендарной стороной
событий. Подвергая анализу какую-нибудь цивилизацию, мы видим, что в
действительности настоящей ее опорой является чудесное и легендарное. В истории
кажущееся всегда играло более важную роль, нежели действительное, и нереальное
всегда преобладает в ней над реальным,
Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только
образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее
поступков.
Театральные представления, где образы представляются толпе в самой явственной
форме, всегда имеют на нее огромное влияние. Хлеб и зрелища некогда составляли
для римской черни идеал счастья, и она больше ничего не требовала. Века прошли,
но этот идеал мало изменился. Ничто так не действует на воображение толпы всех
категорий, как театральные представления. Вся зрительная зала испытывает одни и
те же эмоции, и если они не превращаются немедленно в действия, то это потому
что даже самый бессознательный из зрителей не может не знать в данном случае,
что он - жертва иллюзии и что он смеялся и плакал над воображаемыми, а не
истинными приключениями. Иногда, впрочем, внушенные образами чувства бывают так
сильны, что стремятся, подобно обыкновенным внушениям, выразиться в действиях.
Много раз уже цитировалась история одного народного театра, где всегда игрались
на сцене лишь одни только мрачные драмы. Актер, изображавший изменника,
подвергался постоянной опасности при выходе из театра, и его должны были
охранять, так как зрители, возмущенные его воображаемыми преступлениями, готовы
были растерзать его. Я полагаю, что это может служить одним из самых
замечательных указаний умственного состояния толпы и того в особенности, как
легко она поддается внушению. Нереальное действует на нее почти так же, как и
реальное, и она имеет явную склонность не отличать их друг от друга.
Могущество победителей и сила государств именно-то и основываются на народном
воображении. Толпу увлекают за собой, действуя главным образом на ее
воображение. Все великие исторические события - буддизм, христианство, исламизм,
реформа и революция и угрожающее в наши дни нашествие социализма - являются
непосредственным или отдаленным последствием сильных впечатлений, произведенных
на воображение толпы. Таким образом, все государственные люди всех веков и
стран, включая сюда и абсолютных деспотов, всегда смотрели на народное
воображение, как на основу своего могущества, и никогда не решались действовать
наперекор ему. Представившись католиком, - сказал Наполеон в государственном
совете, - я мог окончить вандейскую войну; представившись мусульманином, я
укрепился в Египте, а представившись ультрамонтаном, (Т.е. иезуитом.
(Прим.ред.).) я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мне нужно
было управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм Соломона . Никогда