Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

которое приписывается верующими только Богу.

Мы ограничимся здесь рассмотрением влияния времени на генезис мнений толпы. В

этом отношении действие его очень велико, и ему подчиняются такие великие силы,

как расы, которые не могли бы образоваться без него. Время способствует

возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает им силу и

могущество, и время же лишает их и того, и другого. Время подготавливает мнения

и верования толпы или, по крайней мере, почву, на которой они могут развиваться.

Вот почему некоторые идеи могут быть осуществимы только в известные эпохи, так

как они развиваются и возникают вовсе не внезапно и не случайно, и корни каждой

из них можно найти в очень отдаленном прошлом. Если наступает расцвет этих идей,

значит время подготовило его. И генезис этих идей становится понятен лишь если

мы обратимся к прошлому. Идеи - это дочери прошлого и матери будущего и всегда -

рабыни времени!

Таким образом, нашим истинным властелином является время, и нам надо только

предоставить ему действовать, чтобы видеть перемену во всем. В настоящий момент

нас тревожат грозные притязания толпы и те разрушения и перевороты, которые они,

по-видимому, готовят нам. Но время позаботится о том, что бы восстановить

равновесие. Никакой режим не возник в один день, - говорит Лавосс. -

Политические и социальные организации создаются веками. Феодализм существовал в

бесформенном и хаотическом виде в течение многих веков, пока не подчинился

известным правилам. Абсолютная монархия существовала также многие века, пока не

найден был правильный правительственный режим, - и во все эти переходные периоды

всегда были большие смуты .

§4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Еще довольно распространена та идея, что учреждения могут служить к исправлению

недостатков общества, что прогресс народов является последствием

усовершенствования учреждений и правительств, и социальные перемены можно

производить с помощью декретов. Французская революция имела своей исходной

точкой именно эту идею, и современные социальные теории в ней находят точку

опоры.

Продолжительный опыт все-таки не в состоянии был серьезно поколебать эту опасную

химеру, и напрасно историки и философы пробовали доказать ее неосновательность.

Им, однако, не трудно было бы доказать, что все учреждения представляют собой

продукт идей, чувств и нравов, и что эти идеи, чувства и нравы нельзя так легко

переделать посредством одного только изменения кодексов. Народ не сам выбирает

для себя учреждения, точно так же, как и не сам выбирает для себя цвет глаз и

волос. Учреждения и правительства - это продукт расы, и не они создают эпоху, а

эпоха их создает. Народы управляются не так, как того требует их характер. Нужны

целые века для образования какого-нибудь политического режима, и точно так же

нужны века для его изменения. Учреждения сами по себе не могут быть ни хороши,

ни дурны, и те, которые хороши для какого-нибудь народа в данную минуту, могут

быть совершенно непригодны для него в другое время. Поэтому-то не во власти

народа изменять эти учреждения на самом деле; он может только посредством

насильственных революций менять название учреждений, но сущность их не

изменится. Названия, впрочем, не имеют значения -'это не более как ярлыки, и

историк, проникающий в самую суть вещей, не станет обращать на них особенного

внимания. Так, например, самая демократическая страна на свете, Англия,

управляется монархическим режимом, между тем в испано-американских республиках,

несмотря на существующие там республиканские учреждения, господствует самый

тяжелый деспотизм. Судьбы народов определяются их характером, а никак не

правительствами. В предшествующей своей работе я старался доказать это яркими

примерами.

Это признается даже в Соединенных Штатах самыми передовыми из республиканцев.

Американский журнал Forum высказал по этому поводу следующее категорическое

мнение, которое я заимствую из Review of Reviews за декабрь 1894 года:

Даже самые ярые враги аристократии не должны забывать, что Англия - самая

демократическая страна на свете, где наиболее уважаются права личности и где

личность пользуется наибольшей свободой.

Таким образом, тщательное сочинение конституции представляется совсем ненужным и

бесполезным упражнением в риторике, так как время и нужда сами позаботятся о

том, чтобы выработать подходящую форму конституции, если мы предоставим

действовать этим двум факторам. Именно так поступали