которое приписывается верующими только Богу.
Мы ограничимся здесь рассмотрением влияния времени на генезис мнений толпы. В
этом отношении действие его очень велико, и ему подчиняются такие великие силы,
как расы, которые не могли бы образоваться без него. Время способствует
возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает им силу и
могущество, и время же лишает их и того, и другого. Время подготавливает мнения
и верования толпы или, по крайней мере, почву, на которой они могут развиваться.
Вот почему некоторые идеи могут быть осуществимы только в известные эпохи, так
как они развиваются и возникают вовсе не внезапно и не случайно, и корни каждой
из них можно найти в очень отдаленном прошлом. Если наступает расцвет этих идей,
значит время подготовило его. И генезис этих идей становится понятен лишь если
мы обратимся к прошлому. Идеи - это дочери прошлого и матери будущего и всегда -
рабыни времени!
Таким образом, нашим истинным властелином является время, и нам надо только
предоставить ему действовать, чтобы видеть перемену во всем. В настоящий момент
нас тревожат грозные притязания толпы и те разрушения и перевороты, которые они,
по-видимому, готовят нам. Но время позаботится о том, что бы восстановить
равновесие. Никакой режим не возник в один день, - говорит Лавосс. -
Политические и социальные организации создаются веками. Феодализм существовал в
бесформенном и хаотическом виде в течение многих веков, пока не подчинился
известным правилам. Абсолютная монархия существовала также многие века, пока не
найден был правильный правительственный режим, - и во все эти переходные периоды
всегда были большие смуты .
§4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Еще довольно распространена та идея, что учреждения могут служить к исправлению
недостатков общества, что прогресс народов является последствием
усовершенствования учреждений и правительств, и социальные перемены можно
производить с помощью декретов. Французская революция имела своей исходной
точкой именно эту идею, и современные социальные теории в ней находят точку
опоры.
Продолжительный опыт все-таки не в состоянии был серьезно поколебать эту опасную
химеру, и напрасно историки и философы пробовали доказать ее неосновательность.
Им, однако, не трудно было бы доказать, что все учреждения представляют собой
продукт идей, чувств и нравов, и что эти идеи, чувства и нравы нельзя так легко
переделать посредством одного только изменения кодексов. Народ не сам выбирает
для себя учреждения, точно так же, как и не сам выбирает для себя цвет глаз и
волос. Учреждения и правительства - это продукт расы, и не они создают эпоху, а
эпоха их создает. Народы управляются не так, как того требует их характер. Нужны
целые века для образования какого-нибудь политического режима, и точно так же
нужны века для его изменения. Учреждения сами по себе не могут быть ни хороши,
ни дурны, и те, которые хороши для какого-нибудь народа в данную минуту, могут
быть совершенно непригодны для него в другое время. Поэтому-то не во власти
народа изменять эти учреждения на самом деле; он может только посредством
насильственных революций менять название учреждений, но сущность их не
изменится. Названия, впрочем, не имеют значения -'это не более как ярлыки, и
историк, проникающий в самую суть вещей, не станет обращать на них особенного
внимания. Так, например, самая демократическая страна на свете, Англия,
управляется монархическим режимом, между тем в испано-американских республиках,
несмотря на существующие там республиканские учреждения, господствует самый
тяжелый деспотизм. Судьбы народов определяются их характером, а никак не
правительствами. В предшествующей своей работе я старался доказать это яркими
примерами.
Это признается даже в Соединенных Штатах самыми передовыми из республиканцев.
Американский журнал Forum высказал по этому поводу следующее категорическое
мнение, которое я заимствую из Review of Reviews за декабрь 1894 года:
Даже самые ярые враги аристократии не должны забывать, что Англия - самая
демократическая страна на свете, где наиболее уважаются права личности и где
личность пользуется наибольшей свободой.
Таким образом, тщательное сочинение конституции представляется совсем ненужным и
бесполезным упражнением в риторике, так как время и нужда сами позаботятся о
том, чтобы выработать подходящую форму конституции, если мы предоставим
действовать этим двум факторам. Именно так поступали